Смену риторики россиян по отношению к украинцам, зафиксированную в несколько минувших дней, описала Ксения Кириллова. По ее мнению, неожиданные попытки «братания» со стороны россиян только ухудшают их незавидное положение. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новый регион».
Журналистка Ксения Кириллова в своей публикации поделилась впечатлениями от неожиданно активизировавшейся миролюбивой риторики россиян в соцсетях по отношению к украинцам. Российские пользователи пытаются ускоренно «брататься» с украинцами, руководствуясь, видимо, принципом «всем, кому должен, прощаю». За минувшие несколько дней стало ясно, что попытки российских граждан возобновить общение с жителями соседней страны с ускоренном режиме, будто бы ничего катастрофического не случилось, только ухудшают ситуацию:
- подобные призывы к братанию оскорбляет украинцев больше открытой ненависти, поскольку являются прямым отрицанием всего того зла, которое Россия причинила Украине за последнее время;
- дружественные поползновения опошляют значимые для любого человека высокие ценности – дружба, братство, любовь, единство. То есть имеет место обычное прикрытие преступлений святынями.
Пострадали от неожиданной «бомбардировки любовью» в исполнении российских пользователей соцсетей диссиденты, выступавшие довольно долго до этого времени с поддержкой Украины, против войны и с критикой не только московских властей, но и собственного окружения. Для этих людей нормальное общение с украинцами является процессом естественным, заслуженным и даже выстраданным.
Сейчас после начала массового и тотального «братания» риторика российских диссидентов частично совпадает с рекомендациями методичек кремлевских пропагандистов. Именно этим совпадением частично объясняется недавнее агрессивное отношение украинцев к Александру Сотнику и Аркадию Бабченко. Пообщалась журналистка с членами Уральского движения «Екатеринбург за свободу», которые называют себя настоящими друзьями Украины и с этой точки зрения комментируют явление «братства по свистку».
Активистка движения Екатерина Вологженинова является матерью одиночкой, которой сейчас грозит тюремное заключение на 4 года за публикацию антивоенных постов в социальных сетях. Она подтверждает, что в информационном пространстве появились вбросы на тему «братского народа». Запускается активно информация о том, что нет у россиян народа ближе и роднее, чем украинцы.
По наблюдениям Вологжениновой, запуск этой информации происходит пока как бы невзначай, не так массировано, как другие посылы. Создается впечатление, что население пытаются просто приучить к этой мысли. В тоже время допускает активистка наличие связи между этими вбросами и усилением антироссийской риторики со стороны украинских пользователей. Другая активистка, Елена Шукаева предполагает, что ситуацию в информационном поле кто-то пытается перевернуть с ног на голову, представив украинцев агрессивными, а Москву – миролюбивой.
Далеко не все «лучи братания» исходят от ольгинских ботов.
Сергей Зыков, доцент УрФУ и еще один член группы активистов, в свою очередь, предполагает, что предсказание большинства аналитиков, ожидающих саморазрушение пропагандистского пузыря, сбылись. Поэтому он допускает, что далеко не все «братания» можно относить на счет работы троллей из Ольгино. Есть в этой риторике и компонент естественный. Обычно, когда лопается пузырь – общество реагирует вполне естественно, просит «сделайте так, как было». Типичной для человека, наломавшего дров, позицией является стремление сделать вид, что ничего не было, уменьшение своей вины и просьбы «перелистнуть страницу».
С точки зрения психологии эту реакцию можно назвать понятной и легко объяснимой. Человек, который очнулся от морока, хочет просто потрясти головой и идти дальше. Но окружающие не дают просто так уйти в сторону, говорят, что по пьяному делу он натворил немало всякого разного. В ответ от условного дебошира можно услышать, что ничего он якобы не натворил, поскольку сам ничего не помнит.
В то же время Зыков поддерживает мнение о том, что процесс «сдутия пузыря» вполне может быть контролируемым. Активист отмечает, что плохими пиарщиками кремлевских специалистов в любом случае назвать нельзя. В определенный момент они поняли, что тема ненависти к украинцам слишком сильно раздута, поэтому вектор неприязни переключили на иное направление – Сирия, Турция. Переключение внимания необходимо для того, чтобы народ на начал думать о связи кризиса с аннексией Крыма
По мнению Зыкова, кремлевские пиарщики прекрасно понимают, что вчерашняя причина эйфории уже завтра может стать главной бедой. Именно поэтому тему пытаются вывести из повестки дня, поскольку дальнейшее педалирование украинской тематики вполне могло стать причиной социального взрыва внутри России. Отличительной особенностью работы кремлевских стратегов называет активист то, что работают они с мнениями, а не с действиями. Одной из главных целей в этом случае является недопущение появления связи в сознании рядовых россиян между кризисом и имперскими амбициями руководства страны.
Вместе с тем, очевидным для всех украинцев является тот факт, что дружба, которая базируется на непризнании своей вины и нежелании ее заглаживать, не может быть принята. Тем не менее нельзя воспринимать миролюбивую риторику, как свидетельство скорого окончания конфликта, поскольку в это время обстрелы на Донбассе продолжаются. В результате можно констатировать, что «братство» стало еще одной пропагандистской иллюзией Кремля, элементом «виртуальной реальности».