Возможность окончательного снятия многолетних международных санкций с Ирана и тот факт, что у этой страны есть прекрасные возможности подвинуть многих игроков с нефтяного рынка, будоражит не только руководство государств, которые могут серьезно пострадать от такого поворота событий. Все биржи с замиранием ждут вероятного «часа икс» – понедельника 18 января, когда иранская нефть может мощным потоком хлынуть в свободную продажу, что непременно повлияет не только на стоимость «черного золота», но и на перераспределение рынка.
Если при этом еще и учитывать, что представители иранского правительства уже заранее обещают, что они смогут сходу обеспечить наращивание добычи, то данные действия могут поколебать и позиции Саудовской Аравии. Как сообщали ранее корреспонденты «Биржевого лидера», у Ирана уже имеется более 40 супертанкеров, заполненных под завязку главным углеводородом планеты, готовых к моментальной отправке сразу же после отмены санкций к месту доставки потенциальному покупателю. Стоит ли понимать, что именно это имели в виду иранцы, сообщая о больших объемах, которые они способны поставлять хоть с 18 января?
Что касается добычи, то тут официальный Тегеран несколько погорячился в своих обещаниях выйти на выкачивание миллиона баррелей в сутки. По крайней мере, такое мнение выражают многие эксперты рынка, прогнозы которых узнавало агентство Bloomberg. Такие мысли озвучиваются специалистами по той причине, что для начала Ирану надо расконсервировать свои месторождения. Так что для восстановления процесса добычи может понадобиться немаленький период времени. Более адекватная цифра, на которую, скорее всего, смогут выйти иранцы, – это приблизительно половина от заявленной, то есть 0,5 млн. барр./сутки.
А вот в течение года суточная добыча нефти может достигнуть объема около 680 баррелей, что, как предварительно оценивает Международное энергетическое агентство, способно покрыть снижение добычи странами, которые не входят в ОПЕК.
Основной конкурент Ирана – Саудовская Аравия, которая уже поджидает на рынке, заранее снизив стоимость барреля. А прямое соперничество с Российской Федерацией и другими странами, не входящими в Организацию стран-экспортеров нефти, попросту неизбежно. Так что сегодняшнее колебание стоимости барреля Brent возле отметки 30 долларов за бочку (причем был пробит психологический минимум – цена была ниже 30 долларов) может быть еще не самым худшим прогнозом для некоторых экспортеров углеводородов, если у них стоимость добычи и доставки уже практически равна продажам данного продукта.
Сами иранские власти прекрасно видят ситуацию и отмечают, что избыток суточной добычи в мире и так около 2,5 миллиона баррелей в сутки. Но, похоже, это их не интересует, так как они намерены вернуть свои утерянные позиции. Так что страдать от таких решений будет кто-то другой, а вовсе не они, потому что климатические условия страны благоприятны, и технологии имеются, поэтому себестоимость нефти позволяет идти на «благоразумные риски».