Снижающаяся цена на «черное золото» лихорадит не только финрынки по всему миру, а и нефтедобывающие государства. «Нефтяные цены будут иметь огромное влияние на Иран, Саудовскую Аравию и Алжир - государства, которые сейчас находятся на грани кризиса с точки зрения их госбюджетов и растущих требований увеличивающегося населения», - полагает Пол Салем, вице-президент исследовательской организации Институт Ближнего Востока, расположенной в Вашингтоне. «Я убежден, что это может стать причиной изменения геополитики в регионе», - отмечает он.
Согласно мнению Салема, результатом снижающихся нефтяных цен будут крупные политические последствия. Реформаторы Ирана нацелились на улучшение экономики. Это стало одним из движущих мотивов для подписания договора о ядерной сделке с западными государствами в обмен на снятие введенных против страны санкций. Ухудшение экономики может оказать влияние на борьбу между консерваторами и реформаторами накануне парламентских выборов, запланированных на следующий месяц. «Низкие нефтяные цены требуют от реформаторов срочности, чтобы продемонстрировать обществу прогресс в экономике», - отмечает Салем.
Ранее, еще до того, как нефтяные цены упали ниже 30 долларов, принцы Саудовской Аравии стали разрабатывать потенциально рискованную стратегию по уменьшению зависимости от крупных нефтяных богатств королевства Персидского залива и проводить экономические изменения для того, чтобы справиться с низкими нефтяными ценами в дальнейшем.
Тридцатилетний Мухаммад бин Салман (сын короля Салмана) на минувшей неделе изложил на страницах журнала Economist амбициозный план приватизации и бюджетной консолидации, который направлен на снижение бюджетного дефицита, увеличившегося в 2015-м до пятнадцати процентов ВВП, и на модернизацию государства. Цель Эр-Рияда в ликвидации дефицита на протяжении ближайших 5 лет. В числе мер может быть продажа акций нефтекомпании Saudi Aramco. Согласно плану, бесплатное здравоохранение и образование будут устранены, так же как и щедрые субсидии на воду, электроэнергию и жилье. Зарубежные инвестиции будут поощряться, а государство в это время будет перестраиваться. Снижение государством расходов в 4-м квартале прошедшего года остановило увеличение дефицита. Это стало первым сокращением расходов с 2007-го. Однако такая затея является рискованной, как полагает Салем.
Правящему Дому Сауда удалось сохранить власть благодаря комбинации щедрости и жесткого применения сил безопасности, с использованием больших расходов на покупку поддержки общества и подавления инакомыслия. «На самом деле они заявили о программах экономии», - отмечает Салем. Согласно его словам, недавняя серия казней шиитских и суннитских противников Дома Сауда связана с затягиванием поясов. «Их цель была в том, чтобы показать оппонентам, что они будут жестко подходить к оппозиции и инакомыслию», - подчеркивает он.
Резкое снижение нефтяных цен не поможет саудовцам. У них есть средства, на которые можно рассчитывать, - 650 миллиардов долларов золотовалютных резервов, по данным саудовского казначейства. Однако в прошедшем году королевство потратило 100 миллиардов долларов. Между тем расходы на безопасность и оборону значительно возросли, составив четверть всех госрасходов. Они будут съедать долю нацбюджета по мере того, как саудовская сторона пытается противостоять Сирии и Ирану в Йемене, а на территории своего государства - суннитским джихадистам и шиитским агитаторам.
Что дальше?
Аналитик Дэвид Вайнберг полагает, что Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Катар выдержат снижение нефтяных доходов. «Это, конечно, болезненно, однако у них хотя бы есть существенные финансовые непредвиденные доходы плюс уверенность рынков», - отмечает Вайнберг.
Активно обсуждалась версия, что государства Персидского залива, возможно, будут вынуждены уменьшить финподдержку сирийских повстанцев. Принадлежащий Катару кабельный и спутниковый канал новостей аль-Джазира во вторник заявил о закрытии своего проблемного отделения в Соединенных Штатах всего через 2 года после открытия. В компании опровергли, что закрытие как-то связано с падающей нефтяной ценой, однако катарские представители признали в беседе с «Голосом Америки», что снижение доходов от нефти, а также от поставок сжиженного природного газа, стоимость которого тоже упала, заставляют «делать выбор».
Однако Вайнберг не верит, что государства Персидского залива уменьшат финансирование сирийских повстанцев. «Они не демонстрируют никакого желания это делать», - отмечает он. Напротив, по его мнению, низкая нефтяная цена может быть полезной сирийским повстанцам», поскольку иностранные покровители Асада Иран и Российская Федерация находятся в более жестких финусловиях. «Данный фактор может действовать как стимул для режима сирийского президента пойти на кое-какие уступки, которых до настоящего времени не было в мирном процессе», - отмечает Вайнберг.
Вместе с тем падение нефтяных цен сильно «бьет» по террористам «Исламского государства», которые зависят от продажи нефти. Одновременно с этим враги ИГ- курды Ирака и правительство в Багдаде - тоже несут потери от снижения нефтяных цен.
Автор: Екатерина Кравец