Перспективу нормализации украинско-российских отношений описал Павел Казарин. Он полагает, что любые ожидания улучшения отношений в ближайшее десятилетие выглядят довольно иллюзорными. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Украинскую правду».
Журналист Павел Казарин в публикации своего блога поделился мнением по поводу потенциального улучшения отношений между Украиной и Российской Федерацией. Точкой зрения людей слишком оптимистичных он считает ожидание улучшения через десятилетие-другое, когда история сама перелистнет страницу.
Оптимисты верят, что через некоторое время отношения вернутся к модели, актуальной до февраля 2014 года – когда фраза «братские народы» не воспринимается как ругательство. Позитивно настроенные люди ждут исправления кривизны с нивелированием искажений. Очевидно, что для наступления подобной реакции потребуется потрясение настолько сильное, что заставит забыть теперешние невзгоды.
Общеизвестно, что любые ссоры имеют свойство со временем тонуть в вязком болоте прошлого. К перемирию сумели прийти англичане и французы, немцы с теми же французами, даже украинцы и поляки как-то помирились. В истории этих народов кровавых эпизодов немало, в том числе и в недавнем времени. Определенные неприятные моменты помнят и живущие сейчас граждане примирившихся народов.
С учетом этого опыта можно предположить возможное восстановление отношений между украинцами и россиянами в будущем, но исключительно по модели украинско-польской, одним из элементов которой является преодоление одной страной имперских фантомных болей. Возобновление добрососедских отношений может быть реальностью только в случае восприятия Россией Украины, как самостоятельного равноценного государства, с правом на выбор орбиты будущего.
Вряд ли можно ожидать от России подобного отношения в ближайшее время. Тем более, что одна только смена внутренней повестки в России не приведет к улучшению ситуации. Нет смысла ожидать продуктивного диалога до тех пор, пока соседние страны не смогут определиться с однозначным ответом о принадлежности Крыма. Для нормализации отношений необходимо как минимум обнуление «крымской весны» и «новороссии», а также избавление России от имперских комплексов с государственным высокомерием в комплекте.
Разный взгляд на происходящее.
Можно допустить, что все разговоры о возможном «обнулении» взаимоотношений звучат только потому, что для России происходящее между странами противоборство в значительной степени является процессом виртуальным. Медианный российский обыватель продолжает быть уверенным в том, что стороной конфликта его государство не является. Судьба россиян, отправленных на Донбасс, известна только их родственникам, которые заинтересованы в молчании.
А тем временем для украинцев происходящее более чем реально. Ощущений досталось сполна всем поколениям украинцев. Проведенные в стране 6 волн мобилизации успешно создали новую касту из ветеранов АТО. По состоянию на нынешний день именно военным украинское общество доверяет больше, чем всем ветвям власти вместе взятым. Почти у каждого украинского гражданина есть родственники, друзья или знакомые, которые прошли через фронт или движение волонтеров. Бойцы и волонтеры в ближайшие поколение будут силой, которая определяет электоральные запросы и общественную повестку.
Еще один процесс, важный для внутренней ситуации в Украине, стал результатом действий Москвы. События в Крыму и на Донбассе вывели Украину на первое место рейтинга государств по числу внутренне перемещенных лиц. Количество этих людей превысило отметку полтора миллиона человек. Большая часть из них не планирует возвращаться обратно, и вряд ли кто-то из «миролюбивых» россиян сможет убедить этих людей в необходимости все забыть и жить как прежде.
Тем не менее, можно легко понять неудержимых оптимистов. Одной из особенностей человеческой природы является отказ от веры в непоправимое до последнего момента. Последней умирает надежда на то, что условную разбитую чашку можно склеить, принести извинения, в крайнем случае, заплатить штраф. Однако этот подход допустимо применять далеко не во всех случаях.
Любое противостояние приобретает черты сакрального в случае наличия в нем крови. У родных остаются фотографии с черными ленточками, а смерть в любом случае выходит на первое место, оставляя далеко позади вопрос причины. В некрологе важны не буквы, а сам факт его появления. Сейчас в Украине уже растут дети, в рисунках которых присутствует тема войны. Поскольку аннексия Крыма проходила бескровно, реинтеграция региона будет проходить проще, в ситуации с Донбассом горя человеческого очень много.
События минувших полтора года стали частью национальных мифов для Украины и для России. «Крымская весна» органично вписалась в концепцию имперских амбиций и стала доказательством права Кремля на совершение ошибок. В другой стороны Майдан является хрестоматийным примером гражданского восстания, а АТО – не что иное, как война за независимость.
Сосуществовать эти истории не могут – только отталкиваться, как однополюсные магниты. Сближение возможно только в случае обнуления одного из полюсов. Сторонникам идеи повторного сближения государств, несмотря на произошедшее, в первую очередь следует определиться с тем, какую именно сторону они собираются обнулять.