В вопросе противодействия боевикам-исламистам официальный Вашингтон избрал стратегию «уничтожить раз и навсегда». По мнению экспертов, процесс уничтожения группировки может длиться несколько десятилетий, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Голос Америки».
Американские официальные лица в контексте борьбы с исламистами повторяют фразу об окончательном и бесповоротном уничтожении боевиков из ИГИЛ. В рамках выступления перед личным составом военной базы Форт-Кэмпбелл на территории штата Кентукки глава американского оборонного ведомства Эштон Картер заявил, что силовики должны разгромить ИГИЛ, могут это сделать и достигнут поставленной цели. Эта формулировка присутствовала в его заявлении около десятка раз.
На следующий день министр выступал в штабе центрального командования Американской армии в Тампе (штат Флорида). Еще дважды вышеуказанное выражение было включено в его речь. Глава оборонного ведомства подчеркнул, что общая стратегия заключается в уничтожении ИГИЛ «раз и навсегда». Именно эта цель определяется в качестве одного из приоритетов не только для Администрации Барака Обамы, но и для тех, кто считает боевиков-исламистов угрозой для цивилизации.
На этапе формулировки цели наблюдается предельная ясность ситуации. Менее очевидными можно назвать способы достижения цели и необходимое для этого количество времени. Майкл Викерс, бывший заместитель министра обороны по разведке, поделился наблюдениями по этому поводу. В рамках выступления перед законодателями на слушаниях в Комитете Палаты представителей по делам армии экс-чиновник заявил, что в глобальном масштабе есть ряд необходимых условий для победы над джихадистами.
В частности, Викерс уверен, что вряд ли можно будет достичь победы над исламистами, пока они не будут лишены неконтролируемого пространства для действия. Также принципиально важное место имеет дискредитация их идеологии. Кроме того, оптимальные условия для уничтожения боевиков появляются только после возобновления атмосферы стабильности во всем ближневосточном регионе.
По мнению бывшего заместителя министра, для достижения этой цели потребуется много времени, а также инвестиции немалых объемов в наращивание потенциала национальных вооруженных формирований. Примечательно, что речь идет не только о регулярной армии, но и о других силах. Кроме того, важно обеспечение постоянного участия Вашингтона в процессе урегулирования проблемы.
Работа начата, направление избрано правильно.
В некоторых направлениях работа уже начата. В Ираке США и союзниками по коалиции обучено более 17 тысяч бойцов из числа местного населения и курдов. Об успешном проведении этой работы сообщили представители союзных сил. В настоящее время проходят обучение еще 2800 бойцов из Ирака. Вместе с тем американские силовики оказывают консультационную помощь и содействие некоторым группировкам из сирийской оппозиции. От военной подготовки сирийских подразделений союзникам пришлось отказаться.
Американский посол в Сирии Роберт Форд допустил, что принимаемые меры вполне могут оказаться недостаточно эффективными. В рамках выступления перед законодателями дипломат предположил, что усилия вполне могут быть недостаточными, особенно на данное время. Он обратил внимание на то, что сейчас вооруженные формирования в Сирии реализуют поступательное движение на позиции боевиков при поддержке авиации США и союзников по антитеррористической коалиции.
По утверждению дипломата, местные власти заняты решением проблемы с энергоснабжением, кроме того, они налаживают работу больниц и водоснабжение. В этой деятельности сирийским властям может потребоваться помощь. Форд констатирует, что у ИГИЛ все эти службы есть, но важно сохранение ими работоспособности после ухода исламистов из территории.
Бывшие официальные лица подчеркивают, что помощь такого рода нужна уже сейчас. Более того, содействие должно оказываться после того, как исламистам будет нанесено военное поражение. Майк Морелл, в прошлом возглавлявший ЦРУ, утверждает, что присутствие Вашингтона в этом регионе понадобится на протяжении срока до 20 лет. Он напоминает, что в Южной Корее понадобилось длительное присутствие для поддержки стабильности на территории полуострова.
Американские чиновники отмечают, что Ираку уже предоставлено более 600 миллионов долларов гуманитарной помощи. Из этих средств сформирован стабилизационный фонд в сумме 50 миллионов долларов, из которого финансировалось, в частности, восстановление города Рамади, в котором разрушение инфраструктуры в рамках боевых действий против ИГИЛ довольно значительное.
Очевидно, что Вашингтон готов инвестировать средства на восстановление инфраструктуры государств подобных Ираку. Тем не менее открытым остается вопрос политической воли. Несомненно, для масштабных усилий, направленных на «построение государства», нужна серьезная политическая воля. Процесс урегулирования вечных разногласий между шиитами и суннитами, необходимого для формирования эффективных органов государственного управления, не обещает быть простым.
Сара Чейес, представитель организации Carnegie Endowment for International Peace, обращает внимание также на то, что процесс привлечения всех необходимых групп населения имеет огромную важность. В конечном итоге Вашингтон намерен создать такой Ирак, в котором все граждане смогут сосуществовать, поскольку в нынешней модели функционирования страны взаимодействие явно не обходится без конфликтов.