Российская Федерация запуталась в своих газовых потоках. Такого мнения придерживается кандидат политических наук Иван Преображенский, о чем говорится в его статье, обнародованной Deutsche Welle.
Как сообщает Преображенский, российское правительство и «Газпром» рассчитывают на то, что недавний отказ Киев от покупки природного газа является временным поражением, поскольку впереди должна последовать значительная политическая победа - согласие Европейской комиссии на строительство одного из двух проектов газопровода в Южную и Центральную Европу. При этом может быть одобрен «Южный», так и «Турецкий поток», а также возможен микс из двух трубопроводов. По словам эксперта, экономические прагматики могут предполагать, что «Газпром» пытается найти способ компенсировать затраты, ранее сделанные на проектирование и реализацию этих проектов.
Тем не менее, по словам Преображенского, оба проекта являются политическими, а не экономическими, что подтверждается «дипломатической чехардой» вокруг них.
В связи с этим, по словам эксперта, несмотря на оптимистические рассуждения российских политиков о том, насколько для страны выгодна реализация проектов, в действительности интерес Москвы вызывает в первую очередь возможность влиять на регионы Южной и Центральной Европы. При этом Преображенский отмечает, что ее потенциальных союзников по данным проектам интересует получение прибыли, поэтому шанс договориться, как может показаться, существует.
Сразу после Нового года в болгарских средствах массовой информации стали появляться сообщения о возобновлении проекта газопровода «Южный поток». Как известно, о его закрытии заявил лично президент Российской Федерации Владимир Путин после того, как Болгарией было принято решение выйти из консорциума по реализации проекта. Вернуться к данному проекту в первоначальном виде, по мнению эксперта, недопустимо с репутационной точки зрения, ведь в этом случае Владимир Путин имел бы вид проигравшего, идущего на поклон к Еврокомиссии. Кремль никогда не согласится на это. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков категорически опроверг возможность возрождения проекта «Южный поток».
Казалось бы, на этом разговоры о «Южном потоке» должны были закончиться. Однако власти Болгарии, похоже, смогли найти компромиссный вариант. Так, премьер-министр страны Бойко Борисов предложил переименовать часть «Южного потока» в «Болгарский», а также сделать «новый» трубопровод болгарским с юридической точки зрения. Такие изменения вроде бы должны соответствовать требованиям антимонопольного Третьего энергопакета Евросоюза, которые стали помехой для реализации «Южного потока». Теперь вопрос заключается только в том, откуда в болгарском трубопроводе возьмется газ.
И здесь к месту пришелся проект трубопровода «Турецкий поток», который был анонсирован тем же Владимиром Путиным, когда он объявлял о конце «Южного потока». Изначально этот газопровод должен был выйти на границу Евросоюза и закончиться там. При этом в Москве говорили, что все остальное – это уже проблемы самих европейцев. Однако проект не спешил развиваться, поскольку стороны во время переговоров спорили о расходах и пытались поделить потенциальные доходы. После этого турками был сбит российский бомбардировщик, который участвовал в сирийской операции, что привело к резкому разладу отношений двух стран. Казалось, что после этого крест можно ставить и на «Турецком потоке».
Евросоюз пока молчит, ожидая дальнейшего развития событий.
Однако здесь начался политический конфликт коалиции арабских стран, возглавленной Саудовской Аравией, с одной стороны, и Ирана - с другой. Пока дело не дошло до прямого противостояния. Следствием начала войны в Персидском заливе станет не только резкое сокращение нефтяных поставок на мировые рынки, но и, к примеру, прекращение Катаром торговли сжиженным газом.
Сложно придумать более удобный момент для того, чтобы напомнить европейским потребителям российского топлива о трубопроводных проектах Москвы. И Кремль устами главы Министерства энергетики Александра Новака, который заявил, что он ждет предложений со стороны европейских и турецких партнеров, сделал это.
По словам Преображенского, все подобные заявления являются «заигрываниями и танцами с бубнами вокруг штаб-квартиры Еврокомиссии», которую Москва, по всей видимости, надеется убедить в том, что Европа не сможет обойтись без российского газопровода. Однако, к большому разочарованию Москвы и руководства российского «Газпрома», Еврокомиссия пока на официальном уровне не делала каких-либо заявлений на этот счет.
Это связано с тем, что Евросоюзу торопиться некуда. На то, чтобы построить трубопровод, необходимо время. По словам Преображенского, очень скоро уже будет известно, произойдет ли последующее обострение ирано-саудовского конфликта, и будут ли сокращены в связи с этим поставки топлива в Евросоюз. Пока же мировым сообществом было принято решение о снятии с Ирана санкций, связанных с его ядерной программой. Это является весьма существенным изменением ситуации, поэтому для Брюсселя выгоднее выждать, нежели идти на поводу у российских газовых геополитиков.