Мнения экспертов о последних резонансных выпадах главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова против российской оппозиции и независимых СМИ разделились. Одни считают, что эскапады хозяина Чечни связаны с завершением следствия по делу убийства Бориса Немцова, другие видят конспирологические корни – Кадыров действует по указке Путина, отвлекая россиян от настоящих проблем в экономике и политике.
Но есть и третья, пока не раскрученная, версия, о которой Московскому Комсомольцу поведала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталия Зубаревич. Она полностью укладывается в универсальную формулу Маркса «Бытие определяет сознание».
Н. Зубаревич обратила внимание на тот факт, что риторика чеченских руководителей (там не только Кадыров отметился) резко активизировалась в середине января, когда в Москве заговорили о секвестре федерального бюджета на 10 процентов. Вызвав всероссийский скандал и созвав на сегодня миллионный митинг в Грозном (а это больше половины населения Чечни), Кадыров вызывающе демонстрирует федеральной власти свой авторитет. А у авторитетов ничего отнимать нельзя, поэтому сокращение расходов ни в коем случае не должно коснуться Чечни.
Н. Зубаревич напомнила, что в прошлом году из-за кризиса трансферты для всех регионов РФ были сокращены на 3 процента (в номинальном выражении). А вот Чечне, наоборот, увеличили на 8 процентов. Бюджет республики вырос до 74 млрд. рублей – столько же имеет Тульская область, которая имеет такое же население, как северокавказская республика, но намного более мощный производственный потенциал.
В 2015 году дотации из центра покрыли 83 процентов потребностей республики (74 млрд. рублей) – и это новый всероссийский рекорд, который превзошел показатель Дагестана в 2013 году – 82,3 процента. Как работают эти деньги, эксперт обсуждать отказалась, сославшись на то, что «все статистические цифры по республикам Северного Кавказа имеют малую ценность, они весьма недостоверны».
И еще одна деталь. В 2013 году было принято решение ежегодно сокращать дотации Чечне на 5 процентов. В том году трансферты Грозному из Москвы действительно сократили, но в последующие годы об этом решении правительства РФ как-то забыли – и дотации Чечне стали вновь расти.
Коснется ли Чечни секвестр федерального бюджета? У Н. Зубаревич есть ответ, но озвучивать его до официальной публикации она отказалась, лишь сказав: «Если у всех отобрали 3 процента, а Чечне добавили 8 процентов, то думайте сами».