Придерживаюсь мнения, что на любом рынке все колебания гармонические. Или выражаясь по-другому, они носят волновой характер. Только у меня это не волны Элиота, волны Вульфа, или другая сложная теория. У меня все проще – я их называю волны тренда. И они состоят только из двух фаз – фаз импульса и фаз коррекции, которых может быть сколько угодно. Это касается рынка акций, фьючерсов, рынка недвижимости и пр. Мировой финансовый кризис здесь не исключения и он тоже носит волновой характер.
Фактически мир пережил уже две волны мирового финансового кризиса. Первая волна – кризис 2008 года. Вторая волна – долговой кризис Греции.
Датой начала первой волны мирового финансового кризиса большинство аналитиков считает 15 сентября 2008. В этот день четвертый по величине инвестиционный банк США Lehman Brother подал в суд заявление о банкротстве. Это вызвало панику на фондовом рынке США и привело к цепной реакции – началу мирового финансового кризиса. Дно кризиса было достигнуто в марте 2009 года. После этого начался постепенный рост. Датой окончания первой волны можно считать 2013 год, когда индекс S&P 500 пробил максимумы 2008 года и начал бурно до 2015 года. Таким образом, первая волна продлилась без малого пять лет.
Вторая волна кризиса началась в 2010 году с долгового кризиса в Греции. Но разгар пришелся на 2011 год. Окончанием третьей волны кризиса можно считать 2014 год, когда европейский индекс EURO Stoxx 50 пробил максимумы 2011 года. Таким образом, вторая волна кризиса длилась три года.
После второй волны многие эксперты ждали начала третей волны кризиса и даже называли возможные сроки ее начала. Но со сроками они все ошиблись. Так, 2014 год прошел сравнительно спокойно для мировых рынков и многие думали, что 2015 год так же пройдет без потрясений. Но как оказалось, это было только затишье перед бурей. В 2015 году началась третья волна мирового финансового кризиса.
Третья волна кризиса была фактически неизбежной, потому что еще Карл Маркс отметил, что капиталистическая экономика движется от кризиса к кризису. Такова ее природа, потому что владельцы предприятий, стремясь получить за максимально короткие сроки максимально возможную прибыль, стараются произвести как можно больше товаров с минимальными издержками.
При этом они не могут точно, а часто даже приблизительно сказать какой будет спрос на ту или иную продукцию в определенный период времени. Это часто приводит к тому, что товаров производиться больше чем есть желающих и имеющих возможность его купить. В этом случае предприятие, если сохранит задействованным те же производственные мощности и цену на продукцию начинает работать на склад. Количество товара на складе все более растет, а поиск рынка сбыта становиться весьма затруднительным. В этом случае у предприятия наступает локальный кризис перепроизводства, что влечет за собой неизбежное сокращение выпускаемой продукции, распродажи излишков по демпинговым ценам, остановку части производственных мощностей и сокращения штата сотрудников.
Но кризис перепроизводства, кроме локального (на конкретном предприятии), может носить и глобальный характер. Он наступает, когда крупная экономика отдельно взятой страны или даже вся мировая экономика промышленно развитых стран в определенный период времени производит больше товаров, чем способен употребить мировой потребительский рынок. В современном глобализированном мире такое происходит все чаще и чаще – в этом случае уже можно говорить о глобальном кризисе перепроизводства.
Лучше всего это проявляется в мировом перепроизводстве автомобилей. Дело в том, что согласно опросу среди 31 000 респондентов 84% заявили, что они за последнее время не покупали новый автомобиль, а просто продолжают использовать старый.
Таким образом, новые автомобили все еще покупаются. Но уже не в таких объемах как раньше. При этом цены на продукцию не снижаются. И производственные мощности остаются теми же самыми. Куда же уходят излишки новых автомобилей? Совершенно верно на склад. А точнее, на стоянку новых автомобилей, где тысячи новых машин стоят просто под открытым небом.
Вот фото массивной парковки в Суиндоне, Великобритания.
Здесь тысячи непроданных автомобилей.
А вот еще тысячи непроданных автомобилей компании Nissan вокруг испытательного трека этой компании.
Таких парковок, среди которых встречаются уже неиспользуемые аэродромы и карьеры, тысячи по всему миру. Это стараются не афишировать, но думаю, что двух приведенных фотографий выше уже достаточно, чтобы понять о каких масштабах перепроизводства идет речь.
На самом деле это вершина айсберга. По моему мнению, мировая экономика уже достигла точки, когда наступило глобальное перепроизводство почти всех товаров. И все больше предприятий сталкиваются с угрозой, что в скором времени им продеться начать работать на склад. Естественно, что первыми с глобальны кризисом перепроизводства, столкнулись те, кто больше всех производит. А поскольку мировой фабрикой в настоящее время является Китай, то первым кризис перепроизводства настал именно там, о чем я писал в своей статье.
10 июня 2015 года можно считать датой начала третей волны мирового финансового кризиса. Именно тогда индекс HSI пробил уровень 29953.59. Далее началось падение, которое длилось пять месяцев подряд.
По мнению трейдеров факультета FTSE Академии Masterforex-V, обвал одного из ведущих индексов второй по размеру экономики мира вызвал цепную реакцию. В след за ним обвалился американский, японский и европейские рынки. В результате этого падения глобальный рынок акций сократился более чем на 13 триллионов долларов (18%). Это самое большое падение со времен начала второй волны кризиса – 2011 года.
Также начало третьей волны кризиса привело к резкому падению цен, на нефть которые опустились ниже уровней первой волны кризиса – 2008 года. А также вызвало “парад девальваций”, среди которых оказались китайский Юань, казахский Тенге и российский рубль.
Таким образом, уже здесь и сейчас мы живем в условиях третьей волны мирового финансового кризиса, которая по своим масштабам может оказаться глубже, а так же длиннее по времени, чем две предыдущие волны. Сразу возникает вопрос, к каким последствиям может привести глобальный кризис перепроизводства? А последствия, по моему мнению, могут быть следующими.
1. Лопнут все до единого мыльные пузыри – все переоцененные активы опустятся до своей реальной стоимости. Это касается недвижимости, переоцененных акций и пр.
2. Настанет конец “инновационной” экономике. Тут слово инновации я взял в кавычки, потому что речь идет о псевдо инновациях. Которые реально не улучшают жизнь людей, не способствуют удешевлению производств, снижению энергопотребления, не соответствуют целям улучшения окружающей среды и пр. В частности закончится эпоха дорогих, но не слишком полезных гаджетов типа умных часов, и вполне возможно, что пройдет мода на айфоны. Вместо них будут использоваться более дешевые, но одновременно и более практичные с большим сроком службы устройства.
3. Дальнейшее снижение цен на энергоносители. Роста цен на нефть и газ в условиях третьей волны ждать не приходиться. Будут краткосрочные коррекции вверх, но общий тренд останется нисходящим.
4. Новый парад девальвации валют – валюты разных стран мира в разное время девальвируют, некоторые повторно и неоднократно.
5. Усиленный поиск новых способов удешевления производства. Тут будут задействован весь спектр возможных вариантов – размещение производств в странах с самой дешевой рабочей силой в мире – например, африканские страны. Массовая замена людского труда на машинный – автоматические производственные линии, роботизация производств.
Сокращение расходов на логистику и пр.
6. Борьба за новые рынки сбыта, а также передел существующих всеми возможными способами.
7. Резкое падение спроса на антиквариат и предметы роскоши. Это не значит, что они исчезнут, конечно, они останутся. Но вот просто так продать с аукциона картину известного художника жившего несколько столетий тому назад уже не выйдет. Все чаще поклонники традиционного искусства будут выбирать высококачественные, недорогие копии, а не дорогие оригиналы. Тем более что шедеврам на самом деле место не в частных коллекциях, а в музеях, где увидеть их сможет каждый.
Таким образом, все, что действительно надо для жизни во время и после кризиса останется, а вот с всякими псевдо потребностями, скорее всего, придется на долгое время попрощаться. Сразу возникает вопрос – есть ли что то, что может вырасти в условиях, когда лопнут мыльные пузыри? По моему мнению, может – единственное у чего реально есть шансы на рост в условиях третей волны кризиса это золото. И его покупку можно вполне рассматривать как долгосрочную инвестицию.
Таким образом. Третья волна кризиса, по моему мнению, продлится от трех до пяти лет, и будет иметь более серьезные последствия, чем кризис 2008 года. И уже сейчас надо планировать свою жизнедеятельность с учетом четкого понимания, что фактически мы находимся только в ее начале, и именно сейчас надо принять все возможные меры, чтобы достойно ее встретить. И главный рецепт тут как всегда один: старайтесь максимально сократить расходы и максимизировать доходы. Через три-пять лет эта волна кризиса завершится, и снова начнется рост, но это не значит, что не будет новых волн. По моему мнению, они неизбежно будут, потому что мир сейчас производит больше, чем когда-либо за всю историю человечества, а значит, новые кризисы глобального перепроизводства тоже неизбежны. Добро пожаловать в третью волну!