"Даже в самые мрачные и дождливые дни остается надежда на то, что Солнце все же выйдет из-за туч. Так и во всем остальном, сколь бы безрадостными ни выглядели перспективы, всегда остается вера в то, что в конечном итоге все будет хорошо", - пишет Крис Паттен, ректор университета Оксфорда, в прошлом последний британский глава Гонконга, для Project Syndicate.
В то же время веру в светлое будущее способны подорвать известия, приходящие из различных уголков мира. Исходя из положения в экономике таких крупных держав, как Китайская Народная Республики и Бразилия, мир в целом оказался на грани постепенного сползания в кризис. На западе Азии продолжает царить хаос, а в Ближневосточном регионе два основных его лидера, Иран и Саудовская Аравия, все больше погрязают в конфронтации. Здесь зреет очередной конфликт между разными течениями ислама. В то же время европейский континент все больше страдает от наплыва вынужденных переселенцев. При этом власти Корейской Народно-Демократической Республики заявляют о создании водородной бомбы. Как отмечается, уже в конце этого года ситуация может существенно ухудшиться.
При этом будущее Великобритании может оказаться столь же безрадостным. Уже в нынешнем году может пройти плебисцит относительно целесообразности сохранения ею статуса члена Европейского Союза. В том случае, если народ Британии примет решение выйти из содружества, страну постигнут неисчислимые бедствия. В первую очередь пострадает нынешнее правительство, во главе которого стоит Дэвид Кэмерон. Именно он представляет сейчас референдум в качестве способа раз и навсегда выбить из-под ног евроскептиков почву.
Крис Паттен подчеркивает, что ему выход Британии из ЕС кажется маловероятным. В то же время он отмечает, что все в этом мире меняется – он лично никогда бы в жизни не поверил, что в Соединенных Штатах придется республиканцам на праймериз выбирать между Тедом Крузом и Трампом. По его словам, недальновидность в политической сфере нынче стала трендом.
Несомненно одно: попытку провести референдум о дальнейшем участии Соединенного Королевства в Европейском Союзе можно оценить как действие, лишенное рациональности. Это тем более обоснованная оценка в связи с общим усугублением мировой обстановки. Как полагает Крис Паттен, не следует обращать внимание на слова тех, кто утверждает, что благодаря выходу из ЕС британские производители получат возможность продавать свои товары на более выгодных условиях. В реальности Англия в гораздо большей степени зависит от Европы, а вовсе не наоборот.
В качестве примера такой успешной политики приводятся, в частности, Швейцария или Норвегия. Однако при этом забывается, что последние вынуждены для того, чтобы получить на европейский рынок доступ, выполнить все условия, продиктованные Брюсселем. При этом они не имеют ни единой возможности оказать влияние на их написание. По словам эксперта, в настоящее время все новые пожелания Брюсселя просто отправляются в ведомства Швейцарии или Норвегии, и те обязаны в отпущенный срок выполнить все до единого пункты. В этой ситуации связь совершено односторонняя. Евросоюз не интересует мнение этих государств в принципе. Так будет выглядеть суверенитет Великобритании в том случае, если она покинет Европейское сообщество.
Британия должна вести себя более конструктивно – эксперт.
Как отмечает Крис Паттен, суверенитет вообще понятие достаточно условное. Можно ли будет назвать Соединенное Королевство суверенным, если большинство ее энергогенерирующих мощностей будет принадлежать КНР и Франции? Станет ли он меньше после того, как фонды, владеющие ее долговыми обязательствами, обеспечат падение ее рейтинга? Также суверенитет не поможет разрешить проблемы климатических изменений, так как здесь можно будет что-то сделать, только если объединить усилия всего мира.
«В современном глобальном мире трудно достичь полноценного уровня независимости», - продолжает Крис Паттен. Скорее всего, после того, как будет принято решение выйти из ЕС, большая часть иностранных инвесторов покинет Британию.
Немало предприятий будет просто переведено в континентальную Европу. Необходимость договариваться по-новой со всеми участниками Евросоюза, вероятно, приведет в итоге к полному развалу экономики государства.
Конечно, скорее всего, референдум продемонстрирует здравомыслие народа, и страна останется в составе ЕС. Само собой, возможность остаться в обществе столь крупных игроков, как Соединенные Штаты и Япония, не может быть проигнорирована электоратом. Это позволит сохранить имеющийся в настоящее время уровень благосостояния.
Когда народ решит остаться в составе Евросоюза, Британии придется еще очень много усилий потратить на то, чтобы вернуть себе утраченную за последнее время репутацию. Ей серьезно навредила политика нынешнего правительства, предпочитающего роль брюзги, в штыки воспринимающего все, что ему предлагают, и постоянно пугающего партнеров своим гипотетическим уходом из клуба. Глупо считать, будто самоизоляция сможет решить имеющиеся проблемы.
Однако попытка нормализовать отношения с Брюсселем вовсе не означает, что Британия должна наплевать на свои интересы. Это может означать только одно – готовность продуцировать решения, устраивающие не только королевство, но и других представителей Европы. Это называется конструктивной позицией, в отличие от нынешнего огульного критиканства и попыток хлопнуть вращающейся дверью.