Учитывая тот факт, что нефтяные цены сейчас упали ниже отметки в 30 долларов за баррель, курс российской нацвалюты с начала 2016-го снизился на 10 процентов, и у российского правительства нет скоординированного плана выхода из экономического кризиса, президент РФ Владимир Путин сейчас стоит перед нелегким выбором, подобный которому довелось делать Михаилу Горбачеву, последнему советскому лидеру: полностью отказаться от агрессивной политики во внешних отношениях и начать сближаться с Западом либо выбрать путь проведения репрессий внутри государства. Такое мнение выразил в своей статье политический аналитик Леонид Бершидский.
Первый вариант, который Михаил Горбачев выбрал после безуспешных попыток придавить восстания в тех советских республиках, которые стремились добиться независимости, неприятен нынешнему российскому президенту, который сознательно упустил большое количество возможностей смягчить свой режим. Это понимают сторонники репрессивного варианта, и самые нетерпеливые из них уже начали открыто озвучивать свои аргументы.
Новые «враги народа».
Главным из сторонников репрессивного варианта стал чеченский лидер Рамзан Кадыров, который перешел на сторону Кремля в начале правления Путина и при помощи его финподдержки превратил республику в личную, жестко контролируемую вотчину. В этом месяце Кадыров сделал ряд заявлений, в которых назвал «внесистемную оппозицию» - противников российского президента - «врагами народа». Этот термин хорошо знаком многим со времен сталинских репрессий. Чеченский лидер не терпит критики своего правления, отмечает Бершидский. Среди прочего Кадыров заставляет своих оппонентов снимать унизительные видео с извинениями и потом выкладывает их в соцсетях.
Он начал кампанию против оппонентов действующего президента России 12 января, обвинив их в том, что они пытаются «нажиться на сложной ситуации в экономике страны». «К таким людям нужно относиться как к предателям, как к врагам народа», - сказал он. Конкретных имен Кадыров не называл, но эти заявления вызвали возмущение в соцсетях. В одном из видео, которое быстро распространилось в Интернете, депутат города Красноярска назвал чеченского лидера «позором России». «Его быстро заставили извиниться, и данный факт доказал то, что лидер Чечни способен добраться до любого уголка РФ при помощи влиятельной и порой очень опасной чеченской диаспоры», - пишет автор.
Элла Памфилова, всегда послушный омбудсмен российского президента по вопросам защиты прав человека, обвинила чеченского лидера в том, что тот оказал Путину и стране в целом медвежью услугу, намекнув на внесудебные репрессии против оппозиции. Она дала ясно понять, что никаких извинений за свои слова она приносить не собирается.
Однако Кадыров не растерялся. В Instagram он написал: «Я никому не угрожал! Если мое мнение было ими воспринято как угроза, значит, они понимают, что мы готовы на все, чтобы защитить Родину». Более того, он написал статью в прокремлевскую газету «Известия», где жестко раскритиковал оставшиеся антипутинские и независимые издания, которые, согласно его словам, публикуют полные ненависти антироссийские материалы оппозиционных «шакалов».
Практически в одно время с этим соратник Кадырова и спикер чеченского парламента Магомед Даудов в своем посте упомянул о «собаках американских мастей», подразумевая оппозиционного политика Илью Яшина, редактора «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова и правозащитника Льва Пономарева.
«Реакцию Кремля на такое наступление своих чеченских союзников можно назвать сонной», - пишет Бершидский. «Что касается заявления чеченского лидера о внесистемной оппозиции, то в целом обратим внимание, что речь как раз о несистемной оппозиции - то есть тех, кто находится вне легитимного политполя государства. Это те люди, кто в своей деятельности остаются вне рамок закона и готовы его нарушать, в частности и во вред государству», - заявил 20 января представитель Путина Дмитрий Песков. Также он отметил, что президент был бы рад сотрудничать с легитимной оппозицией. Получается, что в риторике лидера Чечни нет ничего дурного.
Сложная ситуация.
Автор напоминает, что Чечне из федерального бюджета выделялось больше помощи, чем любому другому российскому региону. В частности, в период 2001-2015 ей было выделено порядка 464 миллиардов рублей. Это 5,6 миллиарда американских долларов по нынешнему курсу, при этом на самом деле было выделено приблизительно вдвое больше, так как российская валюта была в то время гораздо сильнее. Это очень большие деньги для такой очень маленькой горной республики, население которой составляет всего в 1,4 миллиона человек. Сейчас лавина денег в республику замедляется. Российское правительство решило урезать бюджетные расходы на 10 процентов, однако это решение принималось, когда нефтяные цены еще держались в пределах сорока долларов. Теперь, когда нефть упала ниже тридцати долларов, потребуются более значительные урезания. Более того, учитывая нынешнюю цену нефти, РФ будет вынуждена позволить курсу нацвалюты упасть еще на 60 процентов, чтобы сбалансировать бюджет.
Путин оказался в довольно сложной ситуации. Упрекать Кадырова публично он не может, так как ему, скорее всего, придется урезать финансирование Чечни, и нестабильность на Кавказе ему сейчас не нужна. Весте с тем Путину в настоящий момент мешает чрезмерное рвение чеченского лидера: судя по его недавним выступлениям, Путин все еще надеется как-то справиться с ситуацией, не потеряв политическую поддержку. Однако Рамзан Кадыров ставит под угрозу выжидательную тактику Путина.
Автор: Екатерина Кравец