Рамзан Кадыров обеспечил поддержание порядка в своем регионе, и сейчас ему крайне трудно понять, что мешает Москве сделать то же на территории всей Российской Федерации. Если бы Кадыров имел возможность, он бы, скорее всего, отправил за решетку немало деятелей оппозиционного движения, при этом был бы совершенно уверен в том, что таким образом действует исключительно во благо всей страны, пишет Алексей Малашенко на сайте московского Карнеги-центра.
Как отмечается, практически сразу после Нового года глава Чеченской республики, не имея никакого благовидного предлога, раскритиковал деятельность внесистемной оппозиции. Более того, он опустился до банального хамства, характеризуя их как «шакалов» и «врагов народа». Кроме того, он сообщил также, что приказал подготовить комфортабельные палаты в имеющихся в Чечне психиатрических лечебницах.
Впрочем, такого рода заявления не первый раз прозвучали из уст чеченского президента. По словам автора, в таких ситуациях Кадыров как правило использует терминологию, отсылающую к совершенно конкретным аналогиям. Отмечается, что врагов народа активно истребляли десятками миллионов во времена Иосифа Сталина, а карательная психиатрия была весьма популярна в поздний советский период. Эпитет «шакалы» был Кадыровом позаимствован из лексикона самого нынешнего российского президента Путина, который в свое время заявил, что представители внесистемной оппозиции только то и делают, что «шакалят» в окрестностях западных дипломатических представительств.
Кадыров таким образом поступает по той простой причине, что совершенно уверен в своей правоте. По его логике, раз внесистемная оппозиция борется с режимом Владимира Путина, значит, они являются врагами российского народа, который в большинстве своем поддерживает его действия. Следовательно, необходимо принять действенные меры для нейтрализации неприятеля – или уничтожить, или изолировать от общества.
Чеченский президент совершенно уверен в том, что его отношение к оппозиции большинством российских граждан будет восприниматься положительно. Свое мнение он подкрепил тем, что привлек к кампании травли несогласных некоторых своих высокопоставленных чиновников. Так как главное требование к чеченской элите – личная преданность Кадырову, то нет сомнения в том, что вся она полностью согласна с своим начальником.
Кроме того, Рамзан Кадыров согнал в своей столице людей на демонстрацию поддержки своих действий. Если верить местным СМИ, в ней принимал участие примерно миллион человек. Это дает основание полагать, что народ республики придерживается в целом того же мнения что и ее руководство.
Как сообщается, требование разобраться с несистемной оппозицией имеет еще одну цель – продемонстрировать Кремлю верность. Как полагает автор, скорее всего Кадыров пытается внушить Путину мысль, что чеченский президент единственный, на кого можно положится в РФ. Также своими действиями Кадыров демонстрирует то, что он является самостоятельной фигурой в российской внутреннем политике. Ведь в реальности статус его региона носит признаки эксклюзивности.
Путин сам боится Кадырова.
Кадыров сейчас стал публичной личностью общегосударственного уровня. И считает, что своими методами может действовать в любом другом регионе Российской Федерации. Чеченский президент позволяет себе высказываться и по вопросам внешнеполитической деятельности. В позапрошлом году он заявлял, что готов отправить в Украину более 75 тысяч своих солдат. Также после сбития российского бомбардировщика заявил, что Анкара еще не один раз пожалеет о том, что совершила. Тогда же он сказал, что Чечня и ее военные готовы исполнить любое приказание Путина. Небезызвестен тот факт, что Кадыров ранее высказывался о необходимости начать поставки вооружений Мексике. Кроме того, неоднозначно высказывался и за то, чтобы Уэльс и Шотландия вышли из состава Соединенного королевства. Оппозиция в этой связи придерживается мнения, что своими высказываниями Кадыров зондирует настроения в российском обществе. Это позволяет Путину объективно судить о том, как в народе воспримут непопулярные решения, если их придется принимать.
Рассуждения в отношении того, что якобы Москва терпит Кадырова в качестве внутреннем «пугалки» для обывателей, не выдерживают никакой критики, считает автор.
Наиболее правы те наблюдатели, которые считают, что Владимир Путин прибегает к помощи чеченского лидера для достижения определенных политических целей. Из этого автор делает вывод, что в реальности тоталитарная система, построенная Путиным, все еще не является полноценной диктатурой. По словам автора, Путин пугая чеченским лидером внесистемную оппозицию, вероятнее всего, сам немало его опасается. Путин вне всякого сомнения сильно нуждается в такой фигуре как Рамзан Кадыров. Но основное условие здесь – это удержания его в полной зависимости. Если же Путину не удастся сохранить контроль над чеченским лидером, он наверняка потеряет авторитет среди представителей силовых ведомств, где до настоящего времени уверены в том, что победа в Чечне была утрачена из-за вмешательства политиков, которых сильно раздражает эксклюзивный статус Чечни в Российской Федерации.