Адвокат Надежды Савченко Илья Новиков рассказал, как удается ломать стену правосудия РФ при помощи дерзости, хитрости и астрономии.
Сегодня, 26 января, 40-й день голодовки украинской летчицы. 17 декабря прошлого года она решила повторно отказаться от еды. В этот день Донецким горсудом Ростовской области были отклонены все доводы защиты и продлен срок ее содержания под стражей. На сегодняшний день Надежда Савченко потеряла более 15 килограммов, ее здоровье ухудшилось, но в этот раз она не намерена прекращать голодовку.
«Она намерена голодать до тех пор, пока ее не освободят или же пока она не впадет в кому. Она заявляет об этом прямым текстом. Я успел изучить ее характер за полтора года, уверен, что так и будет. Это значит, что как украинским должностным лицам, занимающимся ее делом, так и ее защитникам необходимо понимать, что мы в цейтноте. Переговоры об обмене должны проходить прямо сейчас. Более того, их нужно было начать еще вчера, а еще лучше – месяц назад», – рассказывает адвокат.
«Я как адвокат недоволен ее таким решением, так как это лишает не только меня, но и моих коллег возможности маневра. Мы бы хотели иметь больше времени или же знать, что у нас есть возможность подать апелляцию. Надежда Савченко не хочет ее подавать, так как для нее это означает признать, что в РФ все же есть такая инстанция, как суд», – добавил он.
«Однако кое-что все-таки мы можем сделать. Несмотря на то, что добиться оправдательного приговора попросту нереально, мы можем повлиять на то, как дело Савченко воспринимают Соединенные Штаты и Европа. Без тех доказательств ее невиновности, которые были собраны нами, поддержка была бы намного скромней, так как европейские политики боятся вступиться не за того. Почти на всех судебных заседаниях присутствовали иностранные дипломаты», – подчеркнул Илья Новиков.
На вопрос о том, чувствует ли Надежда поддержку украинского правительства, адвокат сказал, что, прежде всего, она чувствует именно поддержку людей. «Она очень хорошо понимает, что бюрократические процессы могут длиться достаточно долго. Кроме того, она не желает ставить свое пребывание в российской тюрьме в зависимость от того, как Украина выстроит переговорный процесс. Ее позиция заключается в ультиматуме России. Однако украинской стороне еще придется считаться с этим. По этой причине договариваться необходимо сейчас, так как затем будет уже поздно», – рассказал адвокат в своем интервью изданию «Фокус».
По словам Ильи Новикова, несмотря на всю шизофреничность российского правительства, у него все же есть некоторое понимание своих стартовых позиций для переговорного процесса. «Правительство не может не зависеть от того, как проходит суд. Главная задача адвокатов – дискредитировать этот суд. Такая дискредитация способна дать украинской стороне выгодные стартовые позиции для переговорного процесса. У нас вроде это получается», – подчеркнул он.
Пригодилась и астрономия.
«У нас имеется видео, снятое сепаратистом по фамилии Русский. Он россиянин, воевал за «русский мир», на данный момент комендант Лутугино. Так, мы нашли этот ролик на YouTube, затем подали ходатайство о том, чтобы следствие приобщило его к делу. Следствие это сделало, чем и создало себе немало проблем. Затем был произведен допрос автора ролика. Как оказалось, данное видео в его первозданном виде состоит аж из 29 файлов, на отдельной части которых было видно тень и солнце, а на другой – нет, и на одном из файлов появляется Надежда Савченко. Мы начали настаивать на том, что по углу падения тени можно определить точное время. В итоге на заседание приехала женщина-астроном, которая и должна будет провести экспертизу. Я в своей позиции уверен, так как уже была проведена экспертиза Киевского института, но ее не приняли. Помимо этого, я смог разоблачить поддельного подполковника ФСБ Почечуева», – отмечает Новиков.
«Для меня лично это дело является своего рода «крестовым походом». У нас ставки значительно выше, чем любая адвокатская лицензия. Может быть такое, что будет подано представление, чтобы меня и моих коллег лишили статуса. Однако пока его рассмотрят, дело уже закончится. Мы прекрасно понимаем, чем рискуем, и, нужно заметить, это не только статус. Я украинец по материнской линии. Для меня принимать участие в таком деле принципиально. Да, это дело политизировано, однако для меня важно, что я смогу сделать все, что на моем месте не сделал бы кто-либо другой. Даже такая вещь, как чтение документов на украинском языке, которая на первый взгляд может оказаться простой, это самая настоящая проблема, если вы им не владеете. Далеко не все адвокаты желают работать по такого рода делам: карьера, стабильная копеечка, спокойная жизнь, зачем лезть на рожон. Не многие адвокаты готовы заниматься такими делами», – рассказывает Илья Новиков.
«Помимо этого, дело Савченко можно назвать своеобразным интеллектуальным вызовом. Мне принадлежит идея с астрономией. Шансов, что что-то может пойти не так, было большое количество. Это однозначно был риск. Однако эту идею мы все же довели до точки. Нам осталось лишь сформулировать перед судом ходатайство экспертизы. Отказ покажет, что суд на самом деле и не является судом. Нам, собственно, это и требуется. Мы ждем, что суд дискредитирует сам себя. Он как раз это и делает», – резюмировал адвокат.
Автор: Ксения Дмитриева