Падение нефтяных цен весьма болезненно сказывается на ряде нефтедобывающих стран, но влияет благотворно на остальной весь мир. Об этом 30 января рассуждает обозреватель немецкого издания Frankfurter Allgemeine Хольгер Штельтцнер.
Сегодня цены на «черное золото» опустились до минимума за последнюю дюжину лет.
И показывают как ошибочность любых прогнозов касательно углеводородных цен, так и красивость историй, рассказываемых в этой связи. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что под красивыми историями обозреватель Штельтцнер иронично подразумевает, в частности, германскую политику «энергетических поворотов» – по-немецки Energiewende.
Она подразумевает переход к использованию того или иного возобновляемого источника энергии при отказе от атомных и топливных электростанций. Дескать, нефтяные цены могут лишь вверх ползти, а значит, переходить к получению энергии посредством возобновляемых ее источников окажется выгодным в любых случаях. Подобное утверждается, например, «зелеными» инициаторами «энергетических поворотов».
При этом проведение нынешней энергетической политики Германии стоит немцам ежегодно 22 миллиарда евро.
Выбросы же диоксидов углерода застыли на прежних уровнях. Еще одна сказочка минувшего года: если Саудовской Аравией полностью откроются вентили на нефтяных трубах, то «черное золото» упадет в своей стоимости до шестидесяти американских долларов за один баррель и вызовет последовательное банкротство тех предприятий, которые добывают в Соединенных Штатах нефть с использованием дорогостоящего метода фрекинга. Но посмотрите: хотя и некоторые заокеанские компании действительно выбиты из строя, большинство все же продолжают бодро взрывать сланцевую породу и осуществлять добычу углеводородов в виде прежде всего газа и нефти.
И нет оснований говорить, что превращение крупнейшего ранее импортера по нефти в лице США в важнейшего ее производителя пошатнуло позицию энергетического российского гиганта. В России теперь добывается углеводородов, как никогда до этого. Даже западными санкциями, введенными в ответ на кремлевский захват Крымского полуострова, не поколеблена, по мнению Штельтцнера, власть президента Путина – в свою очередь, мол, Европа, противостоящая миграционному кризису, начинает понимать, что она якобы нуждается в поддержке Москвы для урегулирования сирийской ситуации и противостояния исламистскому террористическому режиму «Исламского государства».
Эр-Рияд не сможет, если даже он и станет добывать максимальные объемы «черного золота», остановить Тегеран на его пути к возвращению в круг нефтяных крупнейших поставщиков на планете. Жребий оказался брошен посредством компромисса в переговорах на тему ядерной иранской программы: вновь Иран начинает интеграцию в торговое мировое сообщество, полмира уже вроде борется за благосклонность иранцев.
На взгляд саудитов, обладающих экономикой сильной, но страной не очень населенной, это грозит настоящими катастрофами, ведь полученные густонаселенным Ираном от реализации углеводородов миллиарды могут в который раз подтолкнуть шиитские иранские группировки к развертыванию религиозной исламской войны как в их регионе, так и за пределами. С точки зрения Запада, однако, это не настолько страшно – до той поры, пока существует уверенность, что действительно Тегеран остановил собственную программу по созданию атомных бомб. В конце концов, политический режим конкурентов шиитов в виде саудитов распространяет с помощью нефтедолларов в мире, со своей стороны, идеологию ваххабизма, обеспечивая подобным образом серьезную поддержку инфраструктуре террора.
Существуют политические, религиозные и геостратегические соображения, но, помимо их, есть еще и мировой нефтяной рынок. Достаточно здесь трезво оценить динамику предложения и спроса: данный рынок вполне может как-то захлебнуться от избыточного предложения. Об этом предупреждают сотрудники Международного энергетического агентства. Возможно, и преувеличение это, ведь берется во внимание, в конце концов, лишь сегодняшняя ситуация. Но факты остаются фактами – нефтехранилища до краев наполнены, а картель нефтедобывающих стран под названием ОПЕК добывает больше «черного золота», чем оговаривалось, в том числе и крупнейшим производителем – Саудовской Аравией.
Государства, добывающие углеводороды, обеспокоены в малой степени угрозами глобального потепления или возможного истощения своих ресурсов. Еще пока отсутствуют какие-либо строгие соглашения о том, что в будущем большие доли запасов ископаемых видов топлива из соображений экологии действительно должны будут остаться в недрах нашей планеты, чтобы не поспособствовать еще большему выбросу углерода в земную атмосферу.
Насколько болезненное есть падение цен на нефть у добывающих ее стран, то настолько же и благотворным представляется оно для всего остального мира – подобно пресловутым играм с нулевыми суммами (когда выигрыш одних игроков равняется проигрышу других). Та самая сумма объемом примерно в полтриллиона долларов, которая сейчас экономится благодаря низким нефтяным ценам, никуда не исчезает, но тратится активно потребителями в странах-импортерах или же в иные отрасли инвестируется.
Преимущества и недостатки от переизбытка нефти в мире
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.