Накануне на платном телеканале французской Canal+ все-таки показали нашумевший документальный фильм репортера Поля Морейра «Маски Революции». «Deutsche Welle поговорила с французскими журналистами, работающими в Украине о том, как они восприняли работу своего коллеги», - передает издание «Биржевой лидер».
Уже в самом начале фильма Морейра признается, что революцию в Украине он наблюдал почти так же, как и все остальные – по телевизору. У него тогда возникла симпатия к мужчинам и женщинам, сутками остававшимся на улицах. Журналист представляет свою работу как «специальное расследование». В тот день, как его фильм должен был показаться в эфире, украинское посольство в Париже попросило руководство Canal+ снять картину с показа, потому что считает ее «дезинформацией». Однако фильм был показан. Некоторые коллеги Морейра по журналистике увидели работу заранее и раскритиковали ее, уличив в неверной фактологии, однобоком взгляде, неточностях и недопустимых параллелях между украинскими крайне правыми, националистами и неонацистами.
Живущий и работающий в Украине в течение пяти лет журналист газеты левого толка Libération С. Гобер в своем блоге был эмоционален, комментируя работу Морейра. Он считает, что после такой работы у него самого и его коллег в Украине появятся проблемы, возможно, ко всем им будут теперь относится с подозрением, и придется все время подчеркивать, что они не работают так, как показано в «том документальном фильме с Canal+». Морейра в своем фильме практически обошел стороной аннексию Крыма, а большую часть посвятил трем участникам событий в Украине - батальону добровольцев «Азов», партии националистов «Свобода» и праворадикальной организации «Правый сектор». Они, по версии Морейры, стали главной политической силой революции и сыграли ключевую роль в становлении «новой Украины». Журналист посетил тренировочные лагеря добровольцев и с удивлением обнаружил, что там «не только украинцы». Нашел автор и бритоголового француза, человек в маске и с надписью «Муссолини» на одежде сообщил о намерении «защищать Францию от нападения России».
Работающий в Украине с 2012 года в качестве фрилансера для изданий Ouest France и Libération П. Гого побывал в Киеве и Донецке. Он также крайне удивлен репортажем Морейры. По его словам, он много смотрит подобных работ, но эта явно выделяется на фоне прочих - это российская пропаганда, имеющая целью манипуляцию людьми, склонными верить в теории заговора. Это когда с экрана сообщают: «Все крупные СМИ лгут, но я скажу правду». Так, Морейра говорит зрителю, что у него возникло «чувство легкого обмана», когда он увидел, как американский дипломат, раздает протестующим хлеб. Как известно, тогда по российским каналам говорили прямо - протесты в Киеве поддерживает Запад. Еще одной спорной историей, рассмотренной в фильме, стали события в Одессе. Автор также не наблюдал их лично, но занимался восстановлением хронологии «по архивным съемкам и интервью». Как отмечает Гобер, в Одессе вообще было мало журналистов 2 мая. Однако журналист должен аккуратно собирать информацию и доказательства, чтобы получить достоверную картину.
Для газеты Le Monde журналист Б. Виткин написал, что показанная в эфире Canal+ картинка дает ложное представление об украинском конфликте. Интересно, что в день премьеры фильма Морейры в России зрителям журналисты «Вестей» сообщили, что француз «откроет соотечественникам глаза» на происходящие украинские события. А служба прокремлевского Russia Today во Франции размещала в ответ каждого критика Морейра восторженные цитаты по поводу его работы из блогов и «Твиттера». Сам журналист написал свой комментарий после критики коллег и украинских активистов во Франции, а также преподавателей Высшей школы социальных наук.
В блоге на сайте Mediapart он отметил, что никто не говорит о 45 погибших во время одесского пожара, который спровоцировали «коктейли Молотова», брошенные украинскими националистами. Он считает, что по поводу событий в Одессе журналисты включили самоцензуру – говорили об этом, но не расследовали, и предположил, что так обстоит дело в связи с тем, что там погибли русские. Но журналисту возразил президент правозащитной организации Russie-Libértes А. Прокопьев, который сказал, что его организация, как и Amnesty International, требовала проведения независимого международного расследования одесских событий.
Журналист Виткин отмечает, что в его газете Le Monde материал в духе работы Морейра не был бы напечатан. Все журналисты издания являются специалистами в своей области и в определенной мере экспертами, они не совершат подобные ошибки. Информация подается в контексте и освещается в перспективе с проработкой всех нюансов. Поэтому нет необходимости играть на чувствах, и читатели доверяют газете. Президент правозащитной украинской ассоциации Ukraine Action А. Гармаш после демонстрации фильма опубликовала открытое письмо, где отметила, что «Маски революции» больше всего подошел бы эфиру не Canal+, а российскому Russia Today. Журналист П. Гого разделяет такую точку зрения, он уверен, что много людей фильм не видели (в силу специфики платного телеканала - Ред.), но сам факт его появления на Canal+ возмущает, это похоже на то, будто показали сюжет Russia Today.