Электромобили стали быстро приобретать популярность. Доля электрокаров в глобальных продажах к 2030 году может составить 30 процентов, поэтому для стран-производителей нефти они реальная угроза. Об этом сообщает издание Deutsche Welle.
Еще несколько лет назад электрокары считали чистой экзотикой, однако сегодня эти времена безвозвратно прошли. Сегодня одним из главных направлений развития мировой автомобильной промышленности стала переориентация на электрическую тягу, тон при этом задают два самых крупных авторынка мира – американский и китайский. Этот тренд уже в среднесрочной перспективе может спровоцировать ощутимое снижение потребления бензина и дизельного топлива. В связи с этим для нефтедобывающих стран он представляет реальную угрозу.
Вполне вероятно, что именно прошлый год стал переломным моментом. Во всяком случае, количество электромобилей и гибридов, имеющих электромотор и двигатель внутреннего сгорания, в Китае увеличилось больше чем в три раза – до 189 тысяч с 59 тысяч (2014 год). В итоге Китай стал основным рынком сбыта для электрокаров, оставив позади США, где число проданных электромобилей составило только 115 тысяч, сократившись со 120 тысяч, которые были проданы годом ранее.
Страны Европы пока значительно отстают по количественным показателям, хотя и показывают достаточно высокие темпы роста. Так, объемы продаж в Великобритании за год увеличились с 16,5 тысячи до 28 тысяч, а во Франции было продано на 11 тысяч больше, чем годом ранее (16 тысяч в 2014 году, 27 тысяч в 2015). Помимо этого, в Норвегии продажи выросли с 20 до 25 тысяч. ФРГ, самый крупный автомобильный рынок Европы, в этом списке занимает только шестое место: здесь продажи электромобилей выросли до 23,5 тысячи с 13 тысяч в 2014 году.
Такие данные были приведены известным немецким автоэкспертом Штефаном Брацелем, главой Центра автомобильного менеджмента (CAM) в Бергиш-Гладбахе. В исследовании мирового рынка электромобилей, опубликованном в конце января, профессор пришел к выводу, что увеличение продаж в Китае – это «результат взаимодействия административных и фискальных инструментов с большим предложением от производителей».
Так, в крупных городах КНР в связи с крайне загрязненным воздухом была ограничена регистрация авто, оснащенных двигателями внутреннего сгорания. По этой причине электромобили для многих покупателей являются «интересной альтернативой», более того, государством еще и предоставляются финансовые льготы для их владельцев. Кроме того, автолюбители имеют широкий выбор различных моделей, причем в основном отечественного производства.
Самыми продаваемыми (больше 50 тысяч единиц) стали гибридные модели Qin и Tang, которые выпускаются автостроителем BYD из Шэньчжэня, по итогам 2015 года объявившим себя самым крупным производителем электрокаров в мире. Больше 20 тысяч электромобилей Kandi EV было продано компанией Geely из провинции Ханчжоу. Самой успешной моделью зарубежного производства стала американская Tesla S (продано 4,5 тысячи), которая заняла только 15 место в рейтинге наиболее популярных в КНР электромобилей.
При развитии событий по любому из сценариев продажи электрокаров вырастут, а спрос на бензин упадет.
В своем исследовании Штефаном Брацелем рассматриваются два сценария дальнейшего развития мирового рынка легковых электрокаров в течение ближайших 15 лет. В соответствии с оптимистичным сценарием, их доля в суммарном объеме продаж, достигнувшая в прошлом году 1,7 процента, в 2020 году составит 5 процентов, а в 2025 и в 2030 годах –15 процентов и 30 процентов соответственно. Профессор в своих расчетах основывается на том, что в 2030 году сбыт новых автомобилей достигнет показателя в 100 миллионов единиц (в прошлом году было продано 76 миллионов). В соответствии с пессимистичным сценарием, через пять лет доля электрокаров составит 2,5 процента, а к 2013 году – 15 процентов. При развитии событий по любому из сценариев получается, что спрос на бензин или же существенно снизится, или же будет расти значительно медленнее, чем было раньше.
На примере Норвегии можно видеть, что при активном стимулировании со стороны государства спрос на авто с электро- или гибридными двигателями может расти очень быстро. Так, в прошедшем году доля электрокаров в суммарном объеме продаж легковых автомобилей в этой нефтедобывающей стране достигла 17,1 процента (рекордных во всем мире). Годом ранее этот показатель составлял всего 12,5 процента. В отличие от Китая, в Норвегии пользовались спросом модели западного производства: Tesla S, Volkswagen e-Golf, BMW i3, Nissan Leaf, Renault Zoe.
В то же время, по мнению профессора Брацеля, доля электромобилей в продажах на рынке Германии, составившая в прошлом году 0,7 процента, является «разочаровывающе низкой». Как считает глава Центра автомобильного менеджмента, немецкое правительство и автопроизводители срочно должны согласовать и начать реализацию совместной программы по стимулированию развития отечественного рынка электромобилей. Ключевой задачей при этом, по мнению профессора, является налаживание в стране производства аккумуляторов.
По его словам, в случае, если власти не предпримут крупномасштабные контрмеры, ФРГ начнет отставать в сфере электромобильности, что нанесет большой удар по немецкому автомобилестроению.