Социальные сети уже достаточно давно стали неотъемлемой частью публичной жизни граждан по всему миру. Данные ресурсы в последние годы стали все чаще превращаться в настоящие источник скандалов и революций. Многие массовые события подогреваются и даже организовываются на просторах социальных сетей. Даже после прекращения противостояний урегулировать полностью конфликт далеко не всегда удавалось, ведь договориться пользователями и политикам не удается.
В этой связи вполне резонно уже задаваться вопросом по поводу того, на самом ли деле подобные сайты больше предназначены для разрушения, чем для созидания. Собственный ответ на данный вопрос на просторах и здания «Новое время» решил сформулировать известный американский журналист Томас Фридман. Буквально месяц назад египетский сотрудник компании Google Ваиль Гоним подтвердил вышеуказанное предположение. Еще в 2011 году он благодаря анонимной странице в социальной сети стал источником распространения революционных мыслей. В результате ему удалось найти многочисленных соратников, которые все вместе затем свергли президента Хосни Мубарака.
В декабре прошлого года Гоним переехал в известную Кремниевую долину, откуда уже стал откровенно комментировать произошедшее событие. По его словам, многие недооценивают важность глобальной сети, ведь Интернет, а не политики способен изменить общество. Тем не менее практика показала, что сила социальных сетей далеко не всегда идет на благо. Всего лишь одна анонимная страница смогла развить в Египте самую настоящую революцию. В целом арабская весна сумела помимо возможностей открыть глаза и на недостатки подобных ресурсов.
Дело в том, что абсолютно тот же инструмент, который привел к свержению известного диктатора, затем расколол между собой единомышленников. Что касается арабов, то они в начале 2000-х годов стали активно тянуться за современными технологиями. Народ желал заполучить доступ к правде и новым возможностям. На самом же деле люди пытались максимально удалиться от своих политических реалий и создать для себя некую альтернативную виртуальную реальность. Эти желания лишь усугубили негативное отношение пользователей к реальному положению дел.
Сам же Ваиль Гоним серьезно изменил собственное мировоззрение, когда в 2010 году увидел в социальных сетях тело молодого египтянина, который погиб под пытками со стороны сотрудников полиции. После этого как раз и была создана та самая анонимная станица, которая побуждала соотечественников к активным действиям, направленным против власти и действующего президента в частности. Только за первые 3 дня у данной страницы было уже 100 000 подписчиков. Все это были граждане Египта, которые подтвердили опасения Гонима. Заручившись столь серьезно поддержкой, владелец страницы вместе со своими соратниками занялся поиском идей для свержения главы государства.
В результате эта страница приобрела статус самой читаемой не только на египетском пространстве, но и во всем арабском мире. Спустя некоторое время движение недовольных граждан воспрянуло духом и перестало бояться диктаторского режима. Самое главное, что именно благодаря социальной сети люди наконец-то убедились в том, что они далеко не одиноки в своих мыслях, желаниях и критике. В итоге режиму не удалось ничего противопоставить гражданскому порыву, который привел к свержению президента.
Соцсети устраняют источник проблемы, но не решают ее.
Деловое издание «Биржевой лидер» приводит слова Ваиля Гонима по поводу того, что даже на фоне свержения президента арабские активисты так и не сумели прийти к общему знаменателю. В результате достаточно перспективная на первых этапах политическая борьба привела к росту поляризации. Это процесс был лишь усилен благодаря социальным сетям, а также их наиболее активным пользователям.
Появились многочисленные тролли, которые стали распространять в информационном пространстве слухи, подозрения и обвинения, которые в подавляющем большинстве случаев представляли собой всего лишь дезинформацию. В Египте окружающая среда приобрела ярко выраженный токсичный характер. В определенный момент на тропу информационной войны вышли сторонники исламистов и армии, которые откровенно противостояли друг другу, заручаясь тем самым поддержкой со стороны других пользователей. В результате пришлось констатировать факт того что ситуация в государстве стала еще хуже, чем была изначально.
Теперь Ваиль Гоним кардинально изменил свое отношение к социальным сетям. По его словам, главная проблема пользователей заключается в катастрофическом неумении разделять между собой правду и ложь. Плюс ко всему, ошибка допускается потому, что люди привыкли общаться лишь с теми, с кем совпадает их мнение. На первоначальном этапе развития социальных сетей были очень важны и конструктивны беседы, но теперь они достаточно быстро благодаря все тем же троллям, лжецам и хейтерам превращаются в бессмысленные ссоры. Ввиду личных амбиции большинству людей очень сложно изменять в ходе спора собственную точку зрения. Это приводит не к объединению, а к разделению граждан, которые на самом деле испытывают одни и те же проблемы. Теперь вполне резонно отметить, что интернет способен освободить общество, но для начала он сам должен быть освобожденным от ненужной информации.