В рамках состоявшейся конференции российские и иранские политики и эксперты выразили уверенность в том, что их государства приблизились к абсолютно новому этапу развития двусторонних отношений. При этом всем нельзя было не заметить того, что представители Москвы и Тегерана озвучивают порой слишком разные позиции по многим ключевым вопросам. Что касается Российской Федерации, то она продолжает мириться со сложным существованием в условиях жестких западных санкций.
Иран, в свою очередь, лишь недавно избавился от этого международного давления. В процессе анализа взглядов на совместное будущее эта разница заметна уже невооруженным взглядом. Иранские власти на самом деле видят в России своего стратегического партнера, с которым выгодно развивать отношения в экономическом плане и в улучшении инфраструктуры. Тем не менее Тегеран считает нужным параллельно с тем улучшать взаимоотношении с высокоразвитым Западом. Что касается России, то для этого агрессивного государства все же важнее решать собственные геополитические проблемы. Москва продолжает развивать идеологическое противостояние с тем же Западом, а также вмешиваться в дела на Ближнем Востоке.
Советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина в своем комментарии для издания «Би-би-си» сообщила, что позиция Ирана на сегодняшний день остается достаточно прагматичной. Дело в том, что представители этой страны стремительно развивают свои отношения далеко не только с Россией. С заметной периодичностью их можно увидеть участвующими в подобных конференциях в Европе. Здравомыслящие эксперты прекрасно понимают иранцев, ведь им выгодно после снятия санкций улучшить положение собственной экономики, увеличить инвестиции и обзавестись надежными партнерами по всему миру.
Если в России рассчитывали на то, что Иран вслед за Москвой закроется за железным занавесом, то они откровенно ошибались. Все прекрасно понимают, что противостояние с Западом приводит исключительно к проблемам. Если эту слишком очевидную мысль не понимают рядовые россияне, то это не означает, что все вокруг такие же. Россия теперь находится не в том положении, чтобы диктовать условия сотрудничества, из-за чего агрессор вынужден смириться с текущим положением дел и подстраиваться под потенциального партнера.
Во время встречи в Москве официальные представители Ирана не скрывали того, что западные санкции являются именно тем обстоятельством, с которым в обязательном порядке необходимо считаться в процессе развития двусторонних отношений. Если не брать во внимание нынешнюю ситуацию в Сирии, то все оставшиеся обстоятельства являются всего лишь второстепенными. Представитель Ирана Махмуд Шури выделил три основных обстоятельства, которые будут отыгрывать основную роль в процессе формирования дальнейших отношений между Москвой и Тегераном. Речь в данной ситуации идет о Майдане в Украине, вопросе Сирии и ядерном соглашении Ирана. Независимые эксперты выделяют факт того, что Иран после санкций и Россия после событий в Украине явно стали кардинально новыми государствами по своему идеологическому наполнению и целям, которые преследуются на международной арене. Два новых государства в обязательном порядке должны теперь пересмотреть свое отношение друг к другу.
Смена векторов.
Деловое издание «Биржевой лидер» отмечает, что возглавлял иранскую делегацию известный политик и дипломат Али Акбара Велаяти. Он утверждает, что в Тегеране уже приняли окончательное решение по поводу необходимости пересмотра отношений с цивилизованным Западом. Безусловно, никуда не делись существующие достаточно давно политические разногласия, но ради достижения экономических успехов можно заняться поиском консенсуса, который удовлетворит все стороны переговоров. Ближневосточный регион также в последние годы приобрел особую важность, из-за чего Тегерану важно налаживать добросовестные взаимоотношения с другими представителями арабского мира. Одной из самых принципиальных отраслей, которая в данном случае нуждается в преобразовании, является откровенная технологическая отсталость. С учетом сегодняшних реалий, Россия также вполне может подпадать под развитие отношений в представленном стратегически важном регионе.
Российские представители на совместной конференции озвучивали в большей мере свои геополитические интересы. Откровенно говоря, они не особо интересовали гостей Москвы. Что касается совместного сотрудничества, то в понимании Кремля оно должно происходить больше в военно-политическом, а не в экономическом плане. Если мыслить рационально, то сам по себе напрашивается факт, касающийся того, что современная Россия уже не способна предложить Ирану слишком много интересных вариантов развития взаимоотношений. На политической карте мира есть огромное количество государств, которые обладают большими финансовыми возможностями и экономическими перспективами. Это отчетливо понимают в Тегеране, из-за чего иранцы больше находились в ожидании того, на какие еще уступки пойдет Кремль. Для аргументации этого факта необходимо отметить, что сегодняшний товарооборот Ирана с Китаем сразу в 40 раз превышает аналогичные отношения с РФ.