Отделения китайских банков в России, стремясь понизить риски от присутствия на кризисном российском рынке, сокращают капиталы, этому способствует и неблагоприятные тенденции в китайской экономике. «Российские «Известия» спросили экспертов о том, насколько серьезна для России ситуация с китайскими кредитными организациями», - передает издание «Биржевой лидер».
Согласно данным российского Центробанка, в декабре прошлого года дочерние отделения ведущих китайских кредитных организаций стали выводить активы из России. Наибольший отток зафиксирован у «Бэнк оф Чайна» (полностью принадлежит контролируемому китайским правительством одному из крупнейших банков Bank of China), специализацией которого являются экспортно-импортные отношения между Китаем и Россией. Активы «Бэнк оф Чайна» сократились в декабре на 31 процент - до 38,6 млрд. рублей, а в период ноябрь-декабрь — на 45 процентов. Теперь в рейтинге банков, работающих в России, он переместился вниз на 35 позиций - до 124-го места.
«Чайна Констракшн Банк» (дочерняя структура государственного China Construction Bank) в декабре сократил активы на 17 процентов — до 20 млрд. рублей. Этот банк работает в России с 2013 года и по активам сейчас занимает 178-ю позицию. «Чайнасельхозбанк» («дочка» Agricultural Bank of China) сократил за тот же период активы на 1,7 процента — до 4,1 млрд. рублей. Банк работает в РФ с 2014 года и переместился на 398-ю позицию в рейтинге. Нарастил активы только «АйСиБиСи-банк» (полностью принадлежит госбанку Industrial and Commercial Bank of China) - на 3,9 процента, до 70,6 млрд. рублей, но все равно потерял пять позиций в российском банковском рейтинге, занимая сейчас 90-е место.
Комментарий ситуации дал «Известиям» только представитель «Бэнк оф Чайна». По его словам, сокращение банковского капитала не связано с российско-турецким конфликтом. Просто российские юрлица изымали средства со своих счетов, это их право, и банк выполнял их распоряжение.
Директор департамента аналитики ИК «Окей Брокер» В. Рожанковский считает, что китайские банки оказались вовлечены в кредиты низкого качества и сейчас проводят переоценку активов. Потери китайских банков в основном связаны с кредитованием строительства жилья. Его цены в последнее время стали сползать вниз, что делает застройщиков неплатежеспособными. Понижение активов «дочек» китайских банков ощутимо, и можно предположить, что китайский регулятор вынужден будет их докапитализировать, например, за счет национальных резервов. Странно, что Народный банк Китая так и не запустил программу их стресс-тестирования. Что касается интересов России, то в ней не было никогда мощного финансового лобби из Китая, трудно припомнить, чтобы китайский банк смог полномасштабно выйти на российский розничный рынок. Их банки больше работали как финансовые агенты для серьезных проектов между странами, которые теперь в основном заморожены. Поэтому для России не должно быть значительных негативных последствий.
Заметным сокращение активов китайских банков находит и руководитель методического департамента Национального рейтингового агентства М. Васин. По его мнению, такое значительное сокращение, как правило, возможно для краткосрочных активов или тех, что вложены в ликвидные фининструменты, которые быстро распродаются. Со снижением цен на нефть и падением курса рубля в декабре, очевидно, банки провели переоценку перспектив российской экономики в негативную сторону и приступили к сокращению рисков на российские активы. Дополнительно в числе негативных факторов следует учесть ухудшение ситуации на китайских фондовых рынках, которое наблюдалось и в январе.
С учетом всех факторов китайские банки могли пойти на сворачивание зарубежной экспансии, особенно там, где в странах наблюдается нестабильная ситуация с валютами. Если учесть, что экономические прогнозы для экономики РФ ухудшились, то становится понятно, что китайские дочерние банки не желают брать на себя экономические риски. Возможно, когда общая ситуация в России наладится, вернется определенная стабильность и признаки экономического роста, банки снова проявят желание нарастить свое присутствие. По крайней мере, финансовые отношения с Китаем у России не ухудшились, идет обсуждение совместных проектов, а также переход в торговле на национальные валюты.
Член правления АКГ «Деловой профиль» А. Даниелян обращает внимание на то, что в сравнении с 2014 годом активы китайских банков выросли на 15,5 процента - до 29,7 трлн. долларов. Этому способствовало постепенное снижение ключевой ставки Народного банка КНР и норм обязательных резервов, снижение курса юаня. Прошедшая в январе очередная девальвация юаня обрушила многие мировые фондовые рынки, и это тоже будет способствовать росту номинала активов китайской банковской системы. В России же китайские банки сокращают активы, стремясь ограничить себя от влияния политических и экономических рисков. По мнению руководителя аналитического управления БКФ М. Осадчего, «разворот на Восток» завершился. Российским предприятиям и банкам не удалось заместить западные заимствования в Китае и прочих восточных странах. Да и в самом Китае экономика замедляет рост.