Соединенные Штаты сделали важный шаг в направлении сдерживания Китая в глобальном смысле, подписав соглашение о создании международной торгово-экономической организации «Транстихоокеанское партнерство». В Пекине пока не стали комментировать это событие, отметив только, что изучают многостраничный документ. О том, как развивается на данном этапе борьба за мировые рынки, рассказывает в своем материале «Деловая столица». Об этом передает издание «Биржевой лидер».
В четверг в новозеландском Окленде прошло очень важное мероприятие. После подписания соглашения о создании ТТП американский президент заявил, что США и другие государства, «не такие, как Китай», смогут благодаря соглашению диктовать правила игры в этом веке. Следует признать, что для Обамы это одно из крупнейших достижений на посту президента. И он успел завершить подписание документа до окончания срока своей каденции, впрочем, соглашение еще предстоит согласовать парламентам двенадцати стран-участниц. С этим-то как раз могут быть сложности, и в первую очередь в самих Штатах, где в разгаре президентская гонка, в которой участники могут использовать в своих интересах мнение специалистов о том, что данное соглашение несет высокие риски потери рабочих мест.
В целом же речь идет о создании масштабной зоны свободной торговли при участии стран трех континентов, в том числе США, Мексики, Канады, Чили, Перу, Сингапура, Японии, Брунея, Вьетнама, Малайзии, Новой Зеландии, Австралии. Их совокупный ВВП составляет от мирового 36 процентов. Соглашение обеспечит лучшие условия торговли для более чем 800 миллионов человек. Соглашение утрясалось подписантами долгое время, и многим пришлось пойти на значительные уступки. Япония согласилась пойти на ослабление торговых барьеров на импортные чипсы и масла; а Малайзия – отменить акцизы на импортный алкоголь, а также провести реформы по противостоянию торговле людьми; Вьетнам согласился с созданием независимых профсоюзов. Все страны-участницы должны отменить субсидирование рыболовства, препятствовать труду по принуждению, принять приемлемые условия для трудящихся.
Тем не менее американский экономист и лауреат Нобелевской премии Д. Стиглиц считает, что ТТП может стать худшим торговым соглашением за несколько десятилетий. Негативные тенденции могут коснуться рынка труда, также может пострадать суверенитет тихоокеанских государств. Но вместе с тем нельзя не заметить, что данное соглашение с большой долей вероятности способно значительно замедлить рост Китая. В США рассчитывают на сплочение южноазиатского региона, где слишком много разногласий, что является предметом постоянного беспокойства для Вашингтона. Там максимально стараются снизить китайское влияние в регионе через стремление вовлечь в свою орбиту западно-тихоокеанские государства.
В частности, серьезный интерес Штаты проявляют к важному китайскому партнеру - Тайваню. Там традиционно ведущая политическая сила «Гоминьдан» пытается высидеть на двух стульях, собирая сливки от сотрудничества с Пекином и Вашингтоном, но понемногу склоняясь к сближению с Китаем. Новый президент страны от Демократической прогрессивной партии Цай Инвэнь может сыграть роль помехи в таком сближении. Похожая ситуация и с Вьетнамом.
Параллельно США пытаются влиять на региональную ситуацию и через организацию ASEAN. ASEAN задумывалась ее членами как фактор сдерживания Китая, но существуют определенные трудности, которыми ловко манипулирует китайская дипломатия. В связи с этим очень важной представляется калифорнийская встреча 15-16 февраля, где Обама собирает представителей ASEAN, чтобы добиться единства в организации. Среди целей – замедлить, а лучше сорвать, продвижение морского господства Китая в Южно-Китайском море. Стремления Обамы по разным направлениям сдержать китайскую экспансию связано не только с грядущим завершением президентского срока, также важно, что сейчас Китай вошел в период непростого перехода от индустриальной к потребительской экономике, что обусловливает обвал сырьевых цен и глобальное реформирование армии. К тому же экономика государства явно замедлилась в росте.
Крупный бизнес, реагируя на такие тенденции, выводит капитал из страны. В прошлом году, согласно данным Института международных финансов, из Китая ушло 676 млрд. долларов. Кроме того, существуют данные, что золотовалютные резервы Китая сократились на 512 млрд. долларов. Народный банк Китая с целью поддержания экономики в этом году обвалил курс юаня до пятилетнего минимума. Для оздоровления отечественной экономики Пекин находится в активном поиске ресурсов и современных технологий, что позволит ускорить модернизацию экономики. За этим огромные финансы вливаются в ряд африканских стран, также налаживаются связи с ближневосточными нефтяными державами.
Таким образом, США и Китай находятся в разнонаправленном движении. Штаты укрепляют азиатские связи, а Китай по «Шелковому пути» направляется в Европу, что также должно беспокоить Вашингтон. В этой ситуации, когда в мире закладываются новые торговые связи на будущее, ЕС также не может оставаться в стороне. С учетом интереса Китая к Европе ЕС может использовать ситуацию для интенсификации переговоров с США по созданию Трансатлантической зоны свободной торговли. Для Вашингтона же тем самым складывается такая ситуация, что развитие сотрудничества по ТТП позволяет ударить сразу по трем направлениям - помешать развитию экономики Китая, нанести ущерб слабеющей российской экономике и крепче привязать к себе Европу.