Еще не так давно над «Аккую» можно было увидеть развевающийся флаг Российской Федерации. Однако после того, как Анкара поссорилась с Москвой, флаг сняли. Также на неустановленное время приостановилось строительство площадки доя первой в Турции атомной электростанции вблизи города Марсен. Об этом сообщают эксперты раздела «Новости мира» издания для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Радио Свобода».
На местных телевизионных каналах нередко можно увидеть кадры, на которых показаны построенные котлованы для будущего фундамента. Буквально недавно власти Турции обещали, что на этом месте будет возведен Атомград для десяти тысяч граждан. И многие люди стремились принять участие в такой «стройке века». Особенно возлагали надежду на новый проект безработные курды с близких к границе юго-восточных регионов страны, где уже не первый год не прекращаются ожесточенные бои. Как рассказал Мехмед, руководящий одной из строительных компаний Турции, рабочим, у которых нет соответствующей квалификации, были обещаны заработные платы в размере не менее трех тысяч американских долларов, а это в пять раз больше в сравнении со средней заработной платой в Турции.
Что касается турецких подрядчиков, то они надеялись, что им будут поступать выгодные заказы для проведения строительно-монтажных работ. К тому же, сумма этих заказов превышала пять миллиардов долларов. А вот теперь уже совершенно неясно, к чему стоит готовиться в ближайшее время.
Переговоры о строительстве ядерного реактора.
Турция начала вести переговоры с экспертами из России относительно строительства первого в этой стране ядерного реактора еще в 2010 году. Именно тогда состоялось подписание межправительственных договоров, в которых предусматривалось строительство четырех реакторов, мощность которых превышала тысячу мегаватт. Общая стоимость проекта была оценена в два десятка миллиарда американских долларов. Экономика Турции ощущала нехватку энергетических ресурсов. Несмотря на все это, в строительстве атомной станции наблюдались большие трудности. После того как на АЭС в Японии произошла авария, в Анкаре власти быстро заявили, что отказываются принимать участие в строительстве объекта, который может нести опасность, но затем изменили свое решение и принялись выполнять строительные работы.
И все же по непонятной причине в Министерстве по защите окружающей среды длительное время отказывались от утверждения плана, предусматривавшего экологическую защиту этой местности. А в «Росатоме» три раза отправляли документацию чиновникам министерства, но ее возвращали обратно, так как там были существенные недоработки. Впрочем, это не остановило российских строителей от начала процесс вырубки находящихся рядом лесов, площадь которых превышает пять тысяч квадратных метров.
Активисты местных экологических объединений выступили с требованием о прекращении работ, так как они противоречили законам Турции. Кроме того, со стороны активистов было дано обещание подать судебный иск и сделать все, чтобы было открыто уголовное производство. По словам журналиста из Стамбула Джема Кемаля, в представительстве компании ответили отказом на просьбу прокомментировать ситуацию и не захотели пообщаться с журналистами. Кемаль также отметил, что турецким законом «об оливковых рощах» вводится запрет на строительство зданий в пределах трехкилометровой зоны от места, где находятся оливковые рощи, и ближе сотни метров от морского побережья. И вот в такие требования российский проект, как оказалось, никак не вписывается.
Центральное турецкое издание Hürriyet проинформировало, что после того, как российские власти ввели жесткие экономические санкции против множества турецких компаний, работающих в РФ, Турция не замедлила с ответным ходом и поступила так же, в результате чего многие россияне, работающие в Турции, попросту лишились своего рабочего места.
По словам одного из турецких чернорабочих Абдуррахмана, в городах России отныне заморожен процесс строительства больших объектов. В результате этого многим турецким строителям пришлось вернуться на родину. Причем многие их них не получили честно заработанные деньги.
Много вопросов до сих пор не решено.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, возникает очень много нерешенных вопросов. Остается неясным, какой будет реакция российского обслуживающего персонала в том случае, если и без того сложные отношения между Россией и Турцией обострятся еще больше. Не произойдет ли так, что Кремль решит использовать имеющееся ядерное оружие как еще один способ для политического шантажа в том случае, если между Российской Федерацией и странами-членами Североатлантического альянса возникнут новые конфликты?
Инженер-энергетик из Стамбула Айдын Полат склонен считать, что, учитывая последние события политической жизни, руководитель станции может пойти на организацию какой-либо диверсии или придумать так называемые «технические неполадки», последствия которых могут стать непредсказуемыми и очень серьезными.
Кроме того, еще не удалось решить вопрос о том, где же нужно хранить ядерные отходы и как транспортировать ядерное топливо. Согласно некоторым данным, отходы, которые уже были отработаны, отправятся в Россию на хранение через самый уязвимый для перевозки топлива Босфорский пролив.