По мнению публициста Сергея Петрика, западные страны будут и дальше помогать Украине, делая это из-за страха и гуманизма. Более детально мнение Петрика, считающего, что западный мир будет продолжать оказывать помощь Украине, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Сергей Петрик в статье, опубликованной изданием "Сегодня", напоминает, что по слухам, из-за раскола, возникшего в украинском Кабинете министров и весьма громкой отставки с занимаемой должности главы Минэкономразвития Айвараса Абромавичуса, подчеркнувших пробуксовку реформ в стране, дальнейшее предоставление Киеву финансовой помощи Международным валютным фондом оказалось под очень большим вопросом, и следующего транша этой помощи, который страна, по словам президента Порошенко, должна была получить в феврале этого года, может вообще не быть.
На самом деле вовсе не стоит драматизировать внутреннюю грызню украинских элит – западные страны действительно недовольны украинским руководством, но они не бросят Украину. В этом году деньги Киеву обещаны немалые. МВФ, правда, не выделит 7 миллиардов долларов, о которых ранее говорил Порошенко – речь идет, скорее всего, о сумме в 5,8 миллиарда, поскольку именно эту сумму ранее озвучила глава Минфина Наталья Яресько. К этому следует добавить и кредиты, связанные с предоставляемой МВФ финансовой помощью. Украинское правительство рассчитывает (вернее – оно хотело бы) получить в общей сложности кредитов на 10 миллиардов долларов: от МВФ, Европейского инвестбанка, Всемирного банка, ЕБРР, а также от целого ряда западных стран: Соединенных Штатов, стран Евросоюза, Японии, и так далее.
Говоря о том, почему западный мир обязательно должен помогать Украине, Петрик объясняет: он будет помогать по тем же причинам, по которым помощь оказывалась во времена президентства Кравчука, во времена президентства Кучмы, во времена президентства Ющенко, и во времена президентства Януковича – то есть, при всех без исключения украинских президентах. Запад помогает Украине потому, что он оказывает помощь даже явным диктаторским режимам, установившимся в африканских странах, а там чиновники разворовывают государственные деньги похлеще своих украинских коллег, оставляя только лишь жалкие крохи своим больным и голодающим гражданам. Западные страны испытывают из-за этого серьезные моральные переживания, которые периодически выплескиваются в проявление обеспокоенности, но, тем не менее, деньги продолжают выделяться.
Дальше Западом будет руководствоваться страхом, а не человеколюбием.
Здесь стоит выделить две причины: гуманизм и страх, сознательный гуманизм Запада, и его бессознательный страх. Западные богатые страны идентифицируют самих себя как мировых благотворителей, от доброй воли которых зависит принятие решения о предоставлении бедным странам помощи, или о списании им долгов в случаях, когда выделенные ранее средства потрачены, но жизнь простого народа лучше так и не стала, а возвращать займы уже попросту нечем.
Страны западного мира, по уже сложившейся традиции, не могут безучастно наблюдать за тем, как многомиллионный народ прозябает в нищете. Продолжительные боевые действия, ведущиеся на значительной территории страны, миллионы внутренних переселенцев – все это весьма веские аргументы в пользу предоставления помощи.
Но дальше Запад в своих действиях будет все больше руководствоваться страхом, а не человеколюбием, страхом перед пока непредсказуемыми катаклизмами, и начало этим катаклизмом уже положено хлынувшей в Европу волной мигрантов. Жители Украины, конечно же, тоже являются европейцами, но они сейчас Европе, заваленной проблемами, как политическими, так и экономическими, просто ни к чему.
Богатые страны вынуждены будут потратить много средств для того, чтобы построить прочную систему экономического и политического взаимодействия со странами бедными, постараюсь тем самым решить проблему с потенциальными новыми мигрантами, тем более, что рост количества мигрантов никак не влияет на решение проблем в странах, откуда они убегают.
Украинская бедность, к сожалению, начиналась в головах, причем произошло это, по историческим меркам, совсем недавно. Перед тем, как страна обрела независимость, украинцы были уверены в том, что их Родина – это очень богатая республика, которая вынуждена все отдавать Москве, и имеющая, к тому же, самые лучшие науку, сельское хозяйство и промышленность.
В настоящее время, по словам Петрика, уже не ясно, получится ли когда-нибудь вычеркнуть из украинского национального самосознания укоренившееся там представление об Украине как о бедной стране. Повальное обнищание простых людей и экономические потрясения в 90-х годах лишили украинцев очень важного чувства – чувства самодостаточности, а в их головы была вбита новая идентичность, идентичность граждан бедной страны, вбита на уровне всей нации, в том числе и в головы молодому поколению.
Украинцам внушили, что они не воры, не тунеядцы, и не дураки – просто они живут в бедной стране, и статус бедной страны даже оправдывает царящие здесь социальную несправедливость и коррупцию. Такая самоидентификация диктует и поведение страны на международной арене – это поведение попрошайки, но ведь набранные кредиты все равно придется возвращать.