Дешевая нефть на руку государствам Европы и разрушительна для стран-экспортеров -экономические кризисы рано или поздно перемещаются в политическую плоскость. Кого в первую очередь затронет эта угроза? Об этом пишет в своей статье для РБК Билл Эммотт, в прошлом главный редактор журнала The Economist.
Автор отмечает, что быстрые и значительные движения в нефтяных котировках причиняют боль некоторым странам, тогда как другим государствам, наоборот, приносят пользу. «Семидесятипроцентное падение в цене барреля «черного золота» - это, по сути, передача 3 триллионов долларов годового дохода нефтепроизводителями потребителям», - пишет он.
Хотя снижение нефтяных котировок (и также снижение стоимости иных сырьевых товаров) и волатильность на фондовых рынках вызвали очень много разговоров о еще одной глобальной рецессии, пессимистические прогнозы могут оказаться крайне мрачными и ошибочными. «Естественно, нет сомнений, что падение нефтяных котировок будет способствовать поражениям и победам отдельных экономических моделей, однако основная опасность будет не экономической, а политической», - отмечает эксперт.
Самую большую пользу от падения нефтяных котировок получат государства зоны евро с большой задолженностью, которые импортируют «черное золото», - Италия, Испания и Греция. Вероятно, что и для ФРГ это окажется преимуществом. Их экспортные рынки в государствах с развивающейся экономикой пострадают, тем самым затушив надежду на восстановление торговли, однако, скорее всего, этот отрицательный эффект будет компенсирован сверхдоходами от существенного снижения стоимости энергии. «Рост в зоне евро будет основываться на последовательном повышении не экспорта, а внутреннего спроса», - пишет эксперт.
Великобритания и Соединенные Штаты одновременно являются и производителями, и импортерами энергии, в связи с этим влияние на них будет намного сильнее. В 2013-2014-м энергокомпании доминировали в инвестициях в бизнес, и снижения в секторе будут значить утрату рабочих мест и уменьшение спроса для производителей и сервисных компаний - поставщиков в отрасли.
С иной стороны, потребительская активность как в одном, так и другом государстве будет увеличиваться. Сверхприбыли, которые люди получили за счет снижения стоимости бензина, приводят в результате к более высоким уровням расходов в иных секторах. Экономисты могут долгие месяцы ломать голову над вопросом, почему эффект низких нефтяных котировок крайне медленно появляется в статистике потребления. Однако в конечном результате он таки проявится.
Чего ожидать дальше?
«Более важный вопрос - какие правительства рухнут в наступившем году, а также какими будут последствия для политкарты мира», - подчеркивает эксперт. Неслучайно прошлый кризисный период 1997–1998-го был тоже связан с резким снижением нефтяных котировок. Автор отмечает, что тогда двумя наибольшими жертвами стали хрупкая демократия в РФ и диктатура в Индонезии. В мае 1998-го, спустя 9 месяцев с начала финкризиса в Восточной Азии, президент Индонезии Сухарто покинул свой пост после 31 года нахождения у власти. Несколько месяцев спустя Российская Федерация объявила дефолт по своим суверенным долгам, поскольку рухнула ее национальная валюта. В последний день 1999-го президент Борис Ельцин тоже ушел в отставку, оставив государство в руках недавно занявшего должность главы правительства Владимира Путина.
«Если попробовать предсказать, каким правительствам может грозить подобного рода участь на этот раз, то ключевыми критериями, кроме финансовых последствий от падения нефтяных котировок, должны стать гибкость и устойчивость», - пишет эксперт. Располагают ли власти финрезервами, чтобы попытаться смягчить удар, а также выиграть время для адаптации? Имеет ли государство надежную банковскую систему? Способна ли политическая система страны сдержать нарастающее недовольство? Именно нефтезависимые режимы, несоответствующие указанным критериям, и попали в беду, как отмечает автор.
«И как бы аналитикам ни нравилось прогнозировать крах монархии Саудовской Аравии, скорее всего, они в очередной раз будут сильно разочарованы», - подчеркивает Эммотт. Государство является производителем самого дешевого «черного золота» в мире, и, хоть его политическая жесткость сомнений не вызывает, оно демонстрирует экономическую гибкость, урезав свой бюджет и осуществив широкие реформы.
Российская Федерация, несмотря на всю ее риторику и хвастовство, может оказаться гораздо менее удачливой, как полагает эксперт. Политическая устойчивость этого государства не соответствует экономической и финансовой ситуации. Российский президент Путин будет предпринимать попытки маскировать мучения экономики, однако в какой-то момент они станут крайне изнурительными - экономический кризис начнет превращаться в политический.
Венесуэла погрузилась в финкризис задолго до того, как наступил нефтяной кризис, отмечает эксперт. Ситуация же в Нигерии сильно похожа на российскую в 1998-м - хрупкая демократия переживает валютный кризис. И большое число потенциальных жертв означает плохие последствия для геополитической стабильности в мире.
«Нынешний год обещает быть интересным и мучительным, если вы диктатор, который цепляется за власть в государстве-экспортере нефти», - пишет Эммотт.
Автор: Екатерина Кравец