Манипуляция информацией стала в «гибридной войне» еще одним эффективным оружием. Решение об отключении российских масс-медиа на украинской территории профильные специалисты называют оправданным. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
Для Вашингтона борьба с пропагандой, которая распространяется подконтрольными Кремлю СМИ, является заданием далеко не новым. Еще со времен «холодной войны» США принимает меры по противодействию губительному влиянию пропаганды на умы населения СССР и стран «социалистического лагеря». Исчезновение с карты мира Страны Советов к ожидаемому улучшению ситуации не привело.
Сейчас результаты гибридной войны, инициированной Москвой, может сполна прочувствовать на себе Украина. Вопрос «гибридного противостояния» и поддержки Украины также применяется пропагандистами как способ внести раскол в европейское единство. Исходя из этого утверждения, пропаганда сейчас представляет собой угрозу и для европейского сообщества.
Джеф Тримбл занимает должность замдиректора в Совете управляющих по вопросам международного вещания. Структура представляет собой отдельное и независимое ведомство в составе американского правительства, которое занимается вопросами международного вещания США. В числе масс-медиа, которые находятся в подчинении ведомства, значатся «Голос Америки», «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», а также несколько СМИ, вещающих на разных языках.
Характеризуя роль пропаганды в современном механизме взаимодействия России и международного сообщества, Тримбл констатирует, что российские СМИ и другие средства воздействия оказали влияние на общественное мнение в Украине. Отдельно степень влияния пропаганды в прессе эксперты не изучали, поскольку имеет место комплексное воздействие, в котором информация в публикациях СМИ – только один из многих факторов.
Отмечает Тримбл, что сама природа «гибридной войны», в контексте которой следует рассматривать современные украинско-российские отношения, включает очень много разнообразных факторов. Одной из составляющих является воздействие на информационном фронте, но крайне трудно оценить степень важности отдельного фактора.
Нередко украинское общество задается вопросом о допустимости трактовки российской прессы как медийного оружия. В отношении этого тезиса Тримбл отмечает, что с большим уважением относится к работам британского социолога Питера Померанцева, сформулировавшего некогда определение «милитаризация информации».
Соответствуют этому определению действия современной России, медийные решения боевиков ИГИЛ, а также в некоторой степени принципы функционирования информационного пространства в Китае. С учетом применяемых методик Тримбл склоняется к мысли о том, что уместно говорить об использовании россиянами прессы и информации как оружия.
Украина самостоятельно выбирает методы противодействия.
Наличие агрессивного гибридного воздействия заставляет украинское руководство искать аналогичные методы для нивелирования негативного влияния на сознание граждан. В качестве одного из таких шагов Киев планирует ввести ограничение на эфирное вещание российских масс-медиа в украинском информационном пространстве. С точки зрения свободы слова это решение нельзя считать верным, но принципиально важно в этом случае учитывать опасность прессы страны-агрессора для украинского общества.
Комментируя решение украинского руководства, Тримбл называет его ошибочным, но тут же уточняет свою точку зрения на ситуацию. Американский чиновник подчеркивает, что Украина должна самостоятельно принимать решения о действиях, направленных на защиту медиа-среды. При этом Киеву следует учитывать особенности ситуации, в которой на определенный момент находится страна.
Решение об ограничении количества игроков на украинском медиа-рынке Тримбл называет шагом, который объясняется соблюдением интересов украинского народа. Тем не менее с критикой меры американский чиновник выступает в качестве человека, посвятившего свою жизнь свободе информации и с собственными принципиальными позициями по этому поводу.
Вместе с тем Тримбл подчеркивает, что не собирается навязывать Украине или любой другой стране мира собственную точку зрения. По мнению Тримбла, любые важные вопросы, от которых зависит качество жизни или безопасность украинского народа, должны решаться непосредственно самими гражданами.
Представляя собственное мнение о методике противодействия пропаганде, эксперт констатирует, что самым лучшим способом нивелировать негативное влияние неправдивых сведений на сознание масс является правда. При этом попытки сочинить в ответ ложь еще большую Тримбл называет худшим из всех возможных способов. В перспективе лживые ответы на пропагандистские выпады приведут к неприятным последствиям.
Обращает внимание американский чиновник на то, что рано или поздно люди неизбежно осознают разницу между правдой и ложью, после чего выберут правду. Победа правды над дезинформацией, по утверждению Тримбла, доказана опытом 70-летнего международного вещания США.
Даже во времена «холодной войны» население делало выбор в пользу правдивой информации. Чиновник напоминает, что в конечном итоге аудитория начала понимать наличие способа оценки ситуации, альтернативного тому, который повсеместно использовался советскими пропагандистами.