Встречу патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском готовили два года. Об этом сообщил сам понтифик. По словам Франциска, переговоры втайне велись в течение двух лет. Понтифик рассчитывает на то, что запланированная встреча будет шагом в сторону налаживания отношений между православными и католиками.
Он сообщил, что православные и католики постепенно должны строить мосты, чтобы в результате иметь возможность пожать руку людям, находящимся по другую сторону. По его словам, такие мосты весьма долговечны и помогают в поддержании мира. Также Папа Римский отметил, что «стены же не способны на подобное: на самом деле они не защищают, а только разделяют людей».
Как заявил понтифик, «именно по этой причине нужно сносить стены, а не строить их». При этом Франциск напомнил о Берлинской стене, которая казалась вечной, однако в результате исчезла всего за один день. Понтифик акцентировал внимание на том, что с самого начала был готов к проведению встречи с патриархом Кириллом. Франциск предоставил свободу действий своей команде, только сказав о желании «встретиться с православными братьями, чтобы обнять их».
Отметим, что первую в истории встречу предстоятеля РПЦ и Папы Римского планируется провести 12 февраля на Кубе.
Рокко Пальмо, американский журналист, прокомментировал встречу лидеров двух христианских конфессий, отметив, что Франциску меньше чем за три года с даты своего избрания удалось сделать то, что не могли сделать многие поколения его предшественников. По мнению журналиста, такое событие «может быть весьма значимым в геополитическом плане, учитывая то, представителями каких групп людей являются Франциск и Кирилл».
Корреспондент Бенджамин Солоуэй считает, что итогом этой встречи может стать «переоценка отношений между католиками и православными». По словам корреспондента, «Начиная с XI века, в котором схизма между Западом и Востоком расколола христианство на две части, ни один папа не проводил встреч с патриархом Русской Православной Церкви». За время, прошедшее с тех пор, население Земли выросло с нескольких сотен миллионов человек до больше чем 7 миллиардов, появлялись и исчезали империи, а два религиозных института подверглись трансформации, изменив свои порядки и доктрины. По словам корреспондента, вскоре начнется строительство наиболее выразительного моста через существующую пропасть.
Почему так важна встреча Франциска и Кирилла?
По мнению журналиста, с политической точки зрения, сейчас самое время для того, чтобы установить дружественные отношения между папой и патриархом. Однако, как считает Солоуэй, эта встреча была бы немыслима без крепких личных связей, которые удалось выстроить за годы молчаливых, но согласованных усилий.
Журналист Пальмо отметил, что на сближение повлияло и то обстоятельство, что сегодняшний Патриарх РПЦ ранее был главой Отдела внешних церковных связей РПЦ, и, работая на этой должности, он встречался с Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI (предшественниками Франциска), причем «в Риме к нему очень хорошо отнеслись».
Ранее журналист Бамзи Банчири в своей статье, обнародованной The Christian Science Monitor, сообщил, что сейчас две церкви, несмотря на разногласия, не устраненные за десятки лет, готовы встретиться, и данное решение связано главным образом с теми сложностями, с которыми пришлось столкнуться христианам в некоторых частях мира, особенно это касается Ближнего Востока.
Однако, по словам журналиста, это не единственная причина, по которой предстоящая встреча Франциска и Кирилла настолько важна. Он отметил, что также православный предстоятель пытается приблизиться к двум иным стратегическим целям - «отсрочке окончательного разрыва между Московским Патриархатом и Украинской Православной Церковью, а также еще большего осложнения отношений Украинской Греко-Католической Церкви с Римом».
В свою очередь Папа Франциск намерен отстаивать религиозные свободы католиков в Российской Федерации и в Украине. В связи с этим для Франциска предстоящая встреча может стать весьма важным достижением в направлении давних стараний Ватикана к преодолению разногласий в христианстве.
В то же время корреспондент La Croix Самюэль Лиевен отмечает, что тесное взаимодействие духовной сферы с политикой, которое свойственно православному христианству, перемешивает карты Запада, поскольку, если у Ватикана есть только один лидер в лице Папы Римского Франциска, то со стороны России в деле принимают участие двое – президент РФ Путин и Патриарх Кирилл. При этом каждым из них преследуется собственная цель: президентом – восстановление могущества бывшей советской империи, а Патриархом – укрепление влияния Церкви как внутри государства, так и за его пределами.
Более того, корреспондент отмечает, что в ситуации, когда из-за кризиса и западных санкций Российская Федерация оказывается на международной арене во все большей изоляции, Владимир Путин только выиграет, если Франциск и Кирилл «заключат в объятия друг друга на телеэкранах всего мира». Такой жест мог бы оправдать действия президента РФ сразу на двух направлениях – в деле спасения христиан на Востоке и защиты «традиционных ценностей» – в момент, когда он политически ослаблен и чувствует угрозу в связи с подъемом ислама.
В отношении Кирилла корреспондент отметил, что перспектива стать первым Патриархом Московским, встретившимся с Папой, тем более в преддверии Великого Всеправославного Собора, полностью соответствует его намерению занять место фигуры номер один в мировом православии. Кроме того, благодаря значимости кубинской встречи Кирилл сможет улучшить в глазах Кремля свои позиции после того, как он не особо активно поддерживал Владимира Путина в украинском вопросе.