В последнее время украинская общественность обеспокоена участившимися эпизодами блокировки аккаунтов проукраинских блогеров в социальной сети Facebook. Олег Шро сравнивает ситуацию с превращением соцсети в еще одно структурное подразделение в составе российских спецслужб. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новый Регион».
Журналист Олег Шро в своей публикации пишет, что сам стал жертвой блокировки аккаунта в социальной сети Facebook. Заблокирована страница на сутки по причине размещения поста полугодичной давности, где речь шла о блокировке аккаунта журналиста Максима Кононенко, использовавшего в публикации слово «хохол». Выражение употреблялось как часть стихотворения Пушкина «Моя родословная», но от блокировки это не спасло.
По аналогичной причине в свое время на 3 суток был заблокирован аккаунт Александра Щетинина, владельца и шеф-редактора ИА «Новый Регион». Шро блокировку страниц за сообщения полугодичной давности объясняет тем, что за указанное время администрация соцсети или научилась или разучилась читать. Предыдущие полгода публикация не вызывала абсолютно никакого интереса, репостов новости было много, спокойно писали об этом в прессе, но сейчас ситуация почему-то изменилась.
Примечательной деталью блокировки журналист называет то, что вместе с личными страницами заблокирована группы и аккаунты, которые модерируются Шро или Щетининым. В результате сложности возникли со страницей «Нового Региона» в соцсети Facebook. Интересно выглядит ситуация с учетом контента, размещенного на странице группы. Не исключено, что причиной блокировки стало именно размещение информации, которая по той или иной причине не нравится определенным лицам.
Напоминает журналист, что в последнее время на страницах издания в соцсети размещались действительно острые публикации. Последней размещенной ссылкой, по утверждению Шро, стала публикация интервью с представителем организации Human Rights Watch. Правозащитник сообщил, что российского президента, как военного преступника, будут судить в Международном уголовном суде. Через полтора часа после публикации этой новости журналист получил уведомление от социальной сети о блокировке на сутки за новость, опубликованную полгода назад.
Создавшаяся ситуация, по утверждению журналиста, заставляет сделать вывод о том, что финансовые интересы для руководства социальной сети Facebook на первом месте. Шро допускает, что коммерческое существование соцсети от российской аудитории зависит не в последнюю очередь, особенно если речь идет о русскоязычном сегменте.
Общеизвестно, что модераторы для дублинского офиса социальной сети Facebook в свое время предоставлялись компанией Алишера Усманова Mail.Ru Group. Долей акций компании Цукерберга Усманов в свое время владел. За время блокировки журналист занялся мониторингом состояния виртуального противника, что его шокировало. В результате удалось обнаружить огромное количество пророссийски настроенных людей, которые открыто высказываются в поддержку террористов на Донбассе и оккупации украинской территории.
Армия троллей впечатляет.
По утверждению журналиста, количество личных профилей, а также групп и страниц, где общаются сторонники российской оккупации, просто немыслимое. Во многих случаях страницы выглядят, как откровенные боты и аккаунты платных ольгинских троллей. Люди, ведущие фэйковые страницы, в выражениях особо не стесняются. Аккаунты ботов также периодически блокируются, но происходит это обычно реже, чем в случае с проукраинскими блогерами.
Блокировка аккаунтов троллей происходит преимущественно благодаря усилиям украинских волонтеров, бойцов, ведущих информационную войну. Общие впечатления от проведенного исследования журналист описывает как обнаружение картины довольно печальной. Сейчас социальную сеть Facebook можно рассматривать как одну из площадок, которая используется агрессором в качестве плацдарма информационного фронта «гибридной войны».
Интересной деталью создавшейся ситуации Шро называет то, что в случае жалобы на страницу бота не всегда дублинский офис реагирует. Даже если набирается необходимое количество жалоб на страницу, что предусмотрено правилами, далеко не во всех случаях наступает блокировка аккаунта. Неоднозначная реакция заставляют сомневаться в непредвзятости модераторов социальной сети.
Нередко в комментариях по поводу блокировок можно услышать, что правила одни для всех. Тем не менее очевидно, что очень часто блокировка происходит за публикации многолетней давности, которые сам владелец аккаунта находит с большим трудом. Это значит, что страницы целенаправленно мониторятся. Проще всего заниматься мониторингом, имея доступ к базе данных пользователей с контентом страниц, что есть в офисе в Дублине.
Кроме того, есть сомнения в неизменных принципах работы социальной сети для всех пользователей. Весьма сомнительна ситуация даже с учетом того, что пророссийски настроенные пользователи и фейковые аккаунты ведут себя свободно, выражений особо не выбирают, но проукраинские блогеры массово блокируются. Характеризуя свое впечатление от ситуации, Шро пишет, что Facebook стал дублинским филиалом ФСБ.