В рамках «гибридной войны» религия используется агрессором в качестве одного из способов воздействия. Профильные специалисты отмечают, что вера задействована для достижения поставленных целей, в числе которых не только борьба за умы. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Радио Свобода.
Резонансной для украинского общества является история, рассказанная добровольцами и силовиками, которые прошли через плен донецких боевиков. Освобожденные украинские защитники рассказывают, что в плену к ним приходил человек в рясе священника, который не только обзывал пленников всеми возможными словами, но и бил по голове железным крестом. Нина Брановицкая, мать одного из силовиков, убитых террористом Моторолой, требует проведения расследования с целью поиска «священнослужителя».
Тем временем эксперты отмечают, что даже после двух лет войны Украинская православная церковь Московского патриархата остается каналом связи, который активно используется государством-агрессором для достижения собственных целей. Такое мнение высказал Александр Саган, религиовед и доктор философских наук. Он констатирует, что УПЦ (МП) превратилась в некое подобие национального центра, который навязывает своим верующим национальную идеологию, произведенную им же несколько ранее.
Сама по себе идеология создано очень хорошо, но Украина, как отдельное государство, в нее не списывается. Одной из ключевых позиции национальной концепции является понятие Родины. В качестве Родины неизменно рассматривается Россия. В результате возникает огромный идеологический посыл, питающий сепаратистские движения по всей украинской территории, не только на мятежном Донбассе.
На протяжении долгого времени религиозный фактор не рассматривался как потенциальный источник угрозы национальной безопасности или дестабилизации внутри украинского общества. В концепции национальной безопасности Украины 1997 года эта тема не фигурирует. Только в 2003 году в закон «Об основах национальной безопасности» включено напоминание о религиозном факторе.
В контексте потенциальной угрозы православие в Украине не рассматривалось никогда. Тем не менее, даже в рамках православия, присутствуют аналогичные радикальные течения, свойственные любой другой религиозной конфессии. Саган утверждает, что только сейчас Украина подходит к осознанию угрозы национальной безопасности с точки зрения теории и политической практики.
Сейчас в украинской экспертной среде начинают говорить об угрозах национальной безопасности, которые исходят от УПЦ (МП). Главным фактором риска в этом случае является тесная связь церкви иностранным центром национальным и религиозным. Аналогично в марте 2014 года Украиной был получен удар с востока, хотя ожидали его больше с западной стороны.
Обращает внимание религиовед также на остроту возникшего сейчас вопроса. Усложняется ситуация еще и тем, что сотрудничество между церквями происходит не только в вопросах религиозных. К примеру, Ватикан взаимодействует с другими церквями исключительно религиозной плоскости, не выходя за ее рамки, чего нельзя сказать о конфессиях в Украине.
Крайней формой политического православия являются «русские православные» армии на Донбассе.
Георгий Коваленко, протоиерей Украинской православной церкви Московского патриархата, в свою очередь, заявляет, что промосковская позиция церкви навязывается искусственно. Священнослужитель констатирует, что со стороны церкви звучат призывы сложить оружие, обращенные к тем, кто незаконно взял его в руки. Параллельно священники благословляют воинов на защиту Отечества.
Рассказывает Коваленко, что зарегистрирована церковь именно как УПЦ и именно в таком ракурсе себя идентифицирует. Вместе с тем, священнослужителям постоянно навязывают промосковскую позицию, неизвестно на чем основанную. Представитель церкви напоминает, что еще в 2007 году духовенство выступило с осуждением политического православия.
Также сообщает Коваленко, что деятели, представляющие политическое православие, отлучены от церкви, с них снято благословение. Примечательно, что именно эти люди, представляющие политически-религиозное течение, сейчас демонстрируют высокую активность. В частности, замечено их участие в движениях сепаратистских и даже террористических.
Тем не менее официальная церковь выступает с осуждением всех «русских православных» армий на Донбассе. Обсуждаются эти явления, как крайняя форма демонстрации принципов политического православия. В то же время нередки обвинения в адрес государственного руководства за ситуацию, возникшую в религиозном вопросе.
Юрий Черноморец, религиовед, православный богослов, утверждает, что не следует обвинять в создавшейся ситуации только Московский патриархат. Он отмечает, что немалая часть вины лежит на государственном руководстве Украины. По мнению эксперта, грамотная государственная политика в конечном итоге привела бы к проукраинской оппозиции православной церкви.
Подчеркивает Черноморец, что малейшего противодействия «русскому миру» в Украине практически не было. На Донбассе, по его мнению, этой бациллой были заражены все люди, что в результате привело к танкам, «ополченцам» и прочей атрибутике. По мнению эксперта, сила противодействия заражению бациллой возрастает с повышением уровня религиозной культуры.