Эксперты комментируют характер украинско-польских отношений нынешнего времени. Оля Гнатюк утверждает, что клин между народами двух стран пытается вбить Москва. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «ГОРДОН».
Оля Гнатюк является известным ученым в сфере украиноведения. Писатель и переводчица, она также является профессором университета в Варшаве и Киево-Могилянской академии. В рамках интервью литератор поделилась мнением относительно современного характера украинско-польских отношений. Польский политик и публицист Ежи Гедройц в свое время говорил, что Украина, Польша и Литва при объединении усилий могут стать мощной силой, которая заставит Россию отказаться от своих имперских амбиций.
Характеризуя события последнего времени, связанные с Украиной, Гнатюк отмечает, что государство доказало собственную дееспособность, продемонстрировало свое лицо и стремление к свободе. Только россияне простить свободолюбия Украине не могут. Писатель уверена, что момента, когда россияне поймут собственную ошибку и извинятся перед украинцами, придется ждать долго.
В то же время Гнатюк не считает, что утверждения об извинениях со стороны России следует рассматривать как тезисы, оторванные от реальности. Литератор утверждает, что весьма реальным оказывается то, что еще недавно считалось фантастикой. К примеру, трудно было предвидеть еще летом 2013 года будущие протесты в центре Киева. Отказ президента Януковича от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС стал для гражданского общества необходимо искрой.
Аналогично можно обратить внимание на негативный сценарий неожиданного развития событий. Литератор признается, что сложное положение, в котором оказалась Украина, она увидела еще в 2012 году. Уже в это время можно было увидеть массированную пропаганду ненависти к Украине, развернутую в России. На протяжении нескольких лет пропаганда становилось все мощнее, но в тревожном звоночке трудно было увидеть будущую войну. Однако в 2013 году реальным стало ощущение, что опасность угрожает не только Украине, но и Польше.
Еще одним интересным моментом называет литератор то, что параллельно с началом «гибридного противостояния» усилились разногласия между Киевом и Варшавой. Вместе с тем Гнатюк отмечает, что подпитка недоразумений между Украиной и Польшей не является приемом новым, подобные случаи уже наблюдались. Первый всплеск троллинга, по словам литератора, произошел еще в 2004 году, когда среди поляков фиксировался высокий уровень поддержки украинцев.
Особенно активно демонстрировали поддержку украинцам польские студенты. В прессе на тот период можно было наблюдать за интересными событиями. Писатель вспоминает, что после публикации на сайтах печатных изданий статей, посвященных согласию между украинцами и поляками, сразу же на ресурсе появлялись проплаченные тролли.
За минувшее после 2004 года время ситуация в информационном и политическом пространстве существенно поменялась. Литератор признается, что еще около 10 лет назад телевизионное вещание на русском языке ей не могло показаться даже в плохом сне. Принципиальную важность этой ситуации имеет отвращение писательницы к СССР и унаследование теперешней российской системой советских традиций управления вместе с пропагандой.
На политиков в Европе влияет не только российская идеология, но и капитал.
Сильное российское влияние на ситуацию в Украине, по утверждению Гнатюк, несомненно. За последние два года также стало ясно, что спецслужбы из России нагло и мощно работают в Европе. Очевидно, что спецслужбы раскладывает яйца по разным корзинам, за минувшие столетие они освоили новые методы. В 1920-х годах и после завершения Второй мировой войны Москва поддерживала за границей коммунистические движения. Сейчас в список «получателей субсидий» включены крайне правые и крайне левые политические силы. Существенно возросло влияние в Европе не только самой России, но и капитала государства.
На протяжении минувшего года в Польше активно обсуждается возможность признания Волынской трагедии геноцидом против поляков, совершенным украинцами. Такая ситуация диалогу между странами не способствует, но Гнатюк уверена, что и в этом случае без помощи со стороны «старших братьев» не обошлось. Писатель полагает, что недруги пытаются использовать вопрос Волынской трагедии для дестабилизации.
Предполагает литератор, что российские спецслужбы получили и выполняют задание по концентрации особого внимания на межнациональной розни в украинско-польских отношениях. Интересной деталью, по мнению писателя, является избирательный подход к анализу исторических событий. Внимание акцентируется преимущественно на этнических чистках на Волыни, хотя других не менее кровавых страниц также было немало.
В отношении национальных меньшинств польская администрация проводила роковую политику. В ней украинцы, белорусы, евреи и представители других национальностей воспринимались как люди второго сорта. Известно также, что в 1918-19 годах проходила польско-украинская война. Однако, в отличие от Волынской трагедии, сейчас на этом внимание никто не сосредотачивает, хотя все неприятные страницы истории двух народов можно объяснить войной, когда и рамки приемлемого несколько отличаются.