Операция в Сирии была начата для того, чтобы выйти из тупика в Донбассе. Однако сегодня становится понятно, это еще один тупик.
«В феврале в очередной раз произошла перестройка отношений РФ с внешним миром. В январе еще можно было рассуждать в стиле «Путинопятьвсехпереиграл», повторяя при этом, что Россия стала главным участником некоей мировой коалиции против ИГИЛ, в связи с чем может требовать для себя приз от представителей Запада. В первую очередь в виде отмены санкционных мер, которые были введены в позапрошлом году», – рассказывает обозреватель ИА «Росбалт» Сергей Шелин.
«Но неожиданно все расклады резко изменились. Российская госпропаганда сегодня упивается, перечисляя и уличая все новых и новых врагов. Мария Захарова, говорящая голова МИД, поясняет Пан Ги Муну, что он нарушил правила поведения, подобающие Генсеку НАТО, заявив, что нанесенные российскими военными авиаудары в Сирии оказались причиной провала женевских мирных переговоров», – добавил Шелин.
«Дмитрий Песков, пресс-секретарь российского президента, и вовсе наставляет Ангелу Меркель, советуя ей делать лишь ответственные заявления, а не рассуждать о том, что «якобы имеют место человеческие жертвы из-за авиаударов российских ВКС», – отмечает обозреватель.
Нужно заметить, что высказывания турецкого лидера Эрдогана о РФ и Путине еще недавно были достаточно аккуратными, однако сейчас они стали содержательно и стилистически неотличимыми от высказываний главы РФ об Эрдогане и Турции. Теперь перспектива открытия турками фронта в Сирии перестает быть абстрактной.
«Причина настолько серьезных перемен кроется в том, что на пятый месяц участия в данной войне российские силы (вместе с «Хезболлой», иранцами и войсками Асада) впервые смогли добиться реального успеха, взять в кольцо Алеппо и вести бои непосредственно около границы с Турцией. В Москве вряд ли кто-либо предвидел добавочные международные осложнения, однако остальные участники этого конфликта ответили на активизацию военных действий стремительным сплочением против Российской Федерации. Естественно, новейшая антироссийская коалиция сегодня существует лишь на словах, но даже это не впечатляет. Путин снова объединил против себя тех, кто как минимум недолюбливает друг друга», – рассказывает Шелин.
«Стоит напомнить, что в 2014-м году такое произошло тоже не одномоментно. Кто тогда мог вообразить, что Евросоюз введет реальные антироссийские санкционные меры? На начальной стадии кризиса об этом даже не думали. Первый пакет санкционных мер, введенный после аннексии Крыма, был фактически символическим. Для того чтобы серьезно встряхнуть и сплотить США и Европу против Кремля, понадобилось такое средство, как проект Л/ДНР, продвижение которого породило летом того же года второй пакет санкционных мер, на этот раз уже достаточно серьезный», – подчеркнул обозреватель.
Планы России провалились.
«Стоит сказать, что операция Путина в Сирии, кроме спасения режима Асада, имела целью вовлечь местных и западных противников ИГИЛ в некие единые с РФ действия и отвлечь внимание от того, что можно назвать «сливом Новороссии». Это, по мнению Кремля, должно поспособствовать долгожданной отмене санкционных мер», – рассказывает Шелин.
«Однако все снова пошло не по плану. Спасение Башара Асада вступило в непримиримый конфликт с остальными задачами операции. Оно ведь реализуемо лишь через новый раунд военных действий и только в союзе с «Хезболлой» и Ираном. Однако «Хезболла» и Иран являются лютыми врагами большей части региональных игроков, при этом вспышка ближневосточной войны, еще и с увеличивающимся участием ядерной державы, привела в смятение мировых игроков», – отмечает обозреватель.
С его слов, намечавшаяся консервация конфликта между Украиной и Россией вместе с сопутствующим «сливом Новороссии» еще не успели вступить в решающую фазу, тогда как еще совсем недавно модные рассуждения западных лидеров о близости снятия санкционных мер резко сменились обвинениями и раздраженными упреками в адрес Москвы, а также военными маневрами и призывами в срочном порядке укреплять периметр НАТО.
Насколько реальной является «Исламская коалиция»?
«На сегодняшний день «Исламская коалиция» в большей мере является чем-то абстрактным, однако саудиты и их союзники, может быть, на самом деле уже успели решить собственные задачи-минимум на йеменском фронте», – отмечает издание «Росбалт». Если это так, что их вовлечение в наземную операцию – официально против ИГИЛ, но по факту и против Асада – может оказаться реальностью.
«Однако имеется одно условие – такую операцию должны санкционировать и прикрыть Соединенные Штаты. А это отнюдь не гарантированно, хоть и присутствует некая показная решительность американских заявлений. Президент США боится международных конфликтов и старается увиливать от них в меру своих сил. Однако поток событий все же может увлечь Белый дом за собой по тому же принципу, как он увлек Кремль. Особенно учитывая то, что международная легитимность действий РФ в Сирии, по всей видимости, перестает быть очевидной и в глазах руководства ООН. Это, в свою очередь, является серьезным козырем для общественного мнения западных государств», – отметил Шелин.
Автор: Ксения Дмитриева