Возможное включение Украины в маршруты нелегальных мигрантов, направляющихся в европейские страны, оценил Вячеслав Гусаров. Усиление потока беженцев он называет одной из вероятных «гибридных угроз». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Информационное сопротивление».
Эксперт по информационной безопасности Центра военно-политических исследований, один из координаторов группы «Информационное сопротивление» Вячеслав Гусаров в тексте своей публикации проанализировал вопрос причастности Украины к нелегальному потоку мигрантов в европейские страны. Огромное количество беженцев сейчас определяется европейскими лидерами как одна из главных проблем.
Попытки нанесения на карту новых маршрутов, по которым беженцы попадают в европейские страны, фиксируются практически по всей европейской территории, Украина исключением не является. Недавно Мальте Хенк, журналист германского изданиям Die Zeit, на своей странице в сети микроблогов Twitter опубликовал карту с указанием новых возможных маршрутов для нелегального трафика беженцев. Один из маршрутов пролегает по территории Западной Украины. Этот путь несколько длиннее, но привлекает нелегалов большой протяженностью украинско-польской границы (535 километров).
В настоящее время трафик беженцев в Европу через украинскую территорию используется преимущественно как вспомогательный маршрут. Правоохранителями задерживаются отдельные немногочисленные группы мигрантов в разных регионах – Черновцы, Одесса, Львов, Закарпатье, Луцк. О массовой миграции единичные случаи не дают основания говорить. В январе текущего года СБУ заявила, что боевики из ИГИЛ рассматривают Украину как потенциальную транзитную территорию с размещением в стране группы радикалов для обеспечения «коридора».
Вацлав Бальцерович называет Украину местом, очень удобным для миграции, объясняя свое утверждение целым рядом причин. По его утверждению, определенная протяженность межгосударственной границы официальным Киевом не контролируется, как и часть территории страны. Эксперт напомнил, что, кроме Донбасса, граница Херсонской области и аннексированного Крыма находится под контролем крымских татар. Некоторое преувеличение, несомненно, имеет место, но суть проблемы польский эксперт передал четко.
Аргументом в данном случае является и то, что на украинской территории проживает многочисленная диаспора из сирийцев, ливанцев, выходцев из Ирана и Ирака. Представители именно этих народов сейчас являются костяком потока мигрантов, устремившегося в Европу. С высокой вероятностью можно ожидать, что часть проживающих в Украине мигрантов займется прибыльным бизнесом, в рамках которого будет оказывать помощь бывшим согражданам в пересечении украинской территории на пути к благословенной Европе.
Самостоятельно противостоять новой «гибридной угрозе» Украина не сможет.
Трудно сформулировать однозначно, какой будет реакция Украины на ухудшение ситуации с беженцами, поскольку государство сейчас пребывает в сложной ситуации. Проблемы в политической и экономической жизни, которые сопровождаются также «гибридной войной», инициированной Москвой, существенно снижают возможности Украины бороться с нелегальными мигрантами. Вряд ли государство сможет противостоять потоку нелегалов после его увеличения.
С учетом того, что активность строительства заградительных сооружений на украинско-российской границе оставляет желать лучшего, можно констатировать, что Украина втянута в очередной виток «гибридной войны». Сейчас борьба будет проходить с незаконной миграцией, в рамках противоборства Украина выступает тропой, которую могут использовать сотни тысяч беженцев, направляющихся в Европу.
Как показал опыт Венгрии, строительство стены на границе между Украиной и Польшей, которое предложил в своей публикации Бальцерович, эффективным способом снизить количество нелегалов не является. Украинскому руководству в этом случае целесообразно выступить с предложениями, реализация которых поможет адекватно реагировать на проблему миграции. В числе возможных шагов Вячеслав Гусаров указывает:
- разрешение спорных вопросов, связанных с границей Украины, и усиление мер по охране. На сегодняшний день украинско-российская граница не на всей протяженности контролируется Украиной, но процедура демаркации не проводилась. Линия охраняемой официальными органами территории страны (но не государственная граница) после появления инициированных Москвой территориальных конфликтов несколько изменилась;
- Киеву следует убедить Европу в необходимости создания единой с Украиной пограничной инфраструктуры, что позволит координировать усилия пограничных структур из европейских государств и украинских защитников границы в достижении общей цели. Усложняется реализация этой задачи препятствиями законодательного плана и плохой оснащенностью украинских пограничников;
- усиление работы спецслужбы Украины и европейских государств в направлении обеспечения более эффективного пограничного контроля по всему периметру границы. Возможность реализовать это задание появится только после выполнения предыдущих двух пунктов.
В настоящее время можно только констатировать, что транзит потока нелегалов через Украину может представлять собой серьезную угрозу национальной безопасности страны. Учитывая обстоятельства военно-политического и экономического спектра, проблема транзита нелегалов из Ближневосточного региона может быть решена в процессе взаимодействия с Евросоюзом.