Экспертная среда обсуждает прогноз Джорджа Сороса о банкротстве России в следующем году. С точкой зрения известного финансиста соглашаются далеко не все профильные специалисты. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-Би-Си.
В своей публикации для издания Project Syndicate, размещенной 10 февраля, финансист и меценат Джордж Сорос выразил мнение о том, что уже в 2017 году Россию ждет банкротство. Свой прогноз меценат объясняет тем, что именно на следующий год Москве предстоит погашение большой части внешней задолженности. Еще одним фактором риска называет Сорос социальный аспект, поскольку сильные волнения могут возникнуть раньше банкротства.
В последнее время отношение к Джорджу Соросу в России существенно ухудшилось. Благотворительный фонд мецената внесен Москвой в список запрещенных организаций. Печатные издания, выпущенные при финансовой помощи Сороса, демонстративно уничтожались. С мнением финансиста по поводу ближайшего будущего для России далеко не все специалисты соглашаются.
Руководитель направления финансовые рынки в Экономической экспертной группе Игорь Беляков отмечает, что с точки зрения общих показателей ситуация в России не настолько сложная, чтобы можно было говорить о высоком риске дефолта. Эксперт напоминает, что из государств, близких к России по «Большой двадцатке» задолженность России можно сравнить с долгом Саудовской Аравии. Кроме того, проценты по кредиту составляют около 0,6 процента, что не так много, как кажется.
Допускает Беляков, что в своих расчетах Сорос принимает во внимание масштабную поддержку Москвой банковской системы, однако это предположение не совсем верное. Масштабы теперешней поддержки банков даже меньше, чем в сложный кризисный период 2008-2009 годов. Согласно прогнозам, прежних величин поддержка банков не превысит, и будет колебаться в районе показателя 2-3 процента ВВП. По мнению Белякова, сумма это небольшая по сравнению с кризисом суверенного долга, который стал результатом поддержке финансовой системы европейскими государствами.
В период резкой девальвации валюты обычно увеличивается опасность невыплаты задолженности корпоративного сектора. На данное время, по утверждению экономиста, можно констатировать, что период резкой девальвации российской денежной единицы успешно завершился. Повторения событий конца 2014 – начала 2015 года специалисты не ожидают. Не рассчитывают в России также на дальнейшее снижение стоимости энергоносителей.
По утверждению эксперта, самым негативным фактором влияния на российскую экономику является рецессия. Дополнительная девальвация сопровождается снижением доходности экономики, что в результате приведет к замедлению восстановления. Ранее эксперты прогнозировали по итогам 2016 года небольшой рост экономики, сейчас они ожидают незначительного снижения в пределах 1 процента ВВП. По прошествии шока для экономики Беляков рассчитывает на восстановление, в том числе и за счет низкой базы для сравнения.
Главный экономист инвестиционной компании «Уралсиб кэпитал» Алексей Девятов, в свою очередь, отмечает, что на графике платежей по внешней задолженности нет каких-либо огромных сумм. Общая сумма внешней задолженности составляет около 300 миллиардов долларов, но принципиальное значение имеет время внесения платежей. Девятов констатирует, что в вопросе временного разброса платежей Сорос на самом деле может быть более компетентным.
Рассчитывает Девятов на то, что определенная доля задолженности может быть рефинансирована. Введенные мировым сообществом санкции экономист называют такими, которые во многих случаях легко можно обойти. Даже представители Центробанка утверждают, что рефинансировать можно около 30-40 процентов внешнего долга. То есть, даже с учетом ограничительных мер, определенные возможности для привлечения капиталов имеются.
Еще одной возможностью спасения России от банкротства экономист называет снятие санкций. Он отмечает, что за 2 года вполне могут произойти разные события, в том числе и выполнение Минских соглашений, которое европейскими странами определяется как обязательное условие для снятия с России санкций.
В то же время верным называет Девятов утверждение о предстоящем банкротстве, если стоимость нефти будет по-прежнему низкой. При условии дальнейшего сохранения негативных для российской экономии явлений накопленных ранее запасов в лучшем случае хватит на два года. Если же ситуация будет развиваться по совсем плохому сценарию – действительно уже в начале следующего года денежные запасы закончатся.
Для избежания развития ситуации по описанному Соросом сценарию российское правительство пытается предпринять некоторые шаги. В частности, объявлено о предстоящем проведении приватизации. Согласно планам Москвы, от приватизации можно будет получить 1 триллион рублей, хотя экономист в эти прогнозы не очень верит. Тем не менее, программа приватизации решит хотя бы часть проблем.
Уверен Девятов, что российские власти будут пытаться сохранить стабильность макроэкономических показателей до последнего. В российских реалиях попытка стабилизации ситуации, скорее всего, обернется секвестром бюджета для приведения в соответствие доходов и расходов. Экономист согласен, что ждет Россию нелегкое время, но дефолт по примеру 1998 года вряд ли повторится.