Как известно, завтра в кубинской столице должна пройти встреча, которую уже многие авансом называют исторической. Там глава Римско-католической церкви встретится с Патриархом Московским, пишет информационный ресурс Би-би-си.
На протяжении четверти века говорилось о необходимости сближения восточной и западной церквей. Однако, невзирая на все попытки, организовать ее не удавалось. О своем желании посетить Российскую Федерацию говорили в частности прежние два понтифика. В Русской православной церкви признавали возможность встречи, однако всякий раз под благовидным предлогом встречу откладывали.
Как полагает специалист в религиоведении Андрей Зубов, главным препятствием для личной встречи является антизападный настрой российского общества и нежелание церковных иерархов, придерживающихся консервативных воззрений. Как полагает вышеназванный эксперт, большинство православных России и местное священничество крайне негативно относится к возможному сближению с западным христианским течением.
Большая часть православных до настоящего времени склонна видеть в Римско-католической церкви своего извечного врага. Католик для этих людей выглядит хуже атеиста, считает специалист.
По мнению отдельных политологов, предстоящая встреча стала большим сюрпризом для российских верующих. Они предполагают – этот шаг был совершен в связи с тем, что Москва ищет точки соприкосновения с Западом на пути к разрешению Сирийского конфликта и разрядки напряженности во всем Ближневосточном регионе.
Как отмечают представители церквей, в ходе встречи первосвященники будут обсуждать вопросы притеснения представителей различных христианских церквей со стороны адептов «нового халифата». Вероятно, будут предложены шаги по объединению деятельности для усиления борьбы с террористической экспансией.
По мнению обозревателей, Куба также была выбрана как площадка для проведения саммита далеко не случайно. Как известно, подавляющее большинство ее населения исповедуют католицизм, однако при этом к Острову свободы в России традиционно приязненное отношение.
Как отмечается, противостояние между западными и восточными христианскими церквями началось почти тысячу лет назад. В середине 11-го столетия Римский папа Лев Девятый отлучил от церкви патриарха Константинопольского Михаила. Последний в свою очередь предал понтифика анафеме. Впрочем, это явилось результатом длительного скрытого противостояния.
Немаловажным в этом конфликте был политический аспект. Рим заявлял свои претензии на главенство над всем христианским миром. Константинополь эту концепцию не поддерживал.
При этом даже в раннем средневековье Рим не отрицал возможности развивать религиозную доктрину. В то же время на востоке придерживались догматических позиций и рассматривали как грех любые перемены, идущие вразрез с постановлениями первых нескольких вселенских соборов. В последствии в католицизме развилась практика проводить диспуты между богословами.
Прежние попытки сблизится не привели к успеху.
В первой трети 15-го века перед лицом османской угрозы глава Византийской церкви пошел на соглашение с Римом. В результате Московскому митрополиту Исидору в частности был дан титул кардинала. Однако глава Московского княжества Василий Второй изгнал вероотступника из страны. Польора десятилетия спустя Константинополь оказался в руках турок и Византийская империя перестала существовать.
Эти исторические события продемонстрировали тогдашней русской общественности, что после соглашения с Римом Константинополь был наказан Господом, в то время как Москва, сохранив свою веру, устояла. Именно тогда возникла концепция о Москве как о третьем Риме.
В настоящее время, по оценкам социологов, к Римско-католической вере причисляют себя 1,2 миллиарда человек по всему миру. Приверженцев же православия всего 170 миллионов. При этом 120 миллионов являются прихожанами именно Московского патриархата.
Около 17 миллионов человек являются приверженцами неканонических течений в восточном христианстве. Сюда входят старообрядцы, проживающие в РФ, прихожане различных древних христианских церквей и люди, причисляющие себя к УПЦ КП. Риму подчиняется примерно 270 тысяч приходов. Православным принадлежит больше 30 тысяч. Преимущественно заселены католиками 47 государств по всему миру. Стран, где в основном проживают православные – 14.
Среди основных отличий между церквами главным, наверное, следует назвать отношение к фигуре папы Римского. Западные христиане полагают, что признание его власти является основным базисом для душеспасения. При этом православным чуждо такое отношение к первосвященнику. Достижение спасения в первую очередь предполагает безгрешную жизнь и следование канонам.
Кроме того, эти церкви совершенно по-разному относятся к мирской власти. После того как прекратила существовать Римская империя, оформившаяся уже к тому времени в общественную институцию церковь, осталась практически единственной силой имевшей достаточно большой опыт администрирования, опирающийся на историю и преемственность.
В итоге священники вынуждены были активно включится в государственную деятельность, и восстанавливать институты власти. При этом Византия избегла потрясений, она активно продолжила развитие, церковь здесь получила официальное признание. Власти защищали ее и помогали материально. Россия на протяжении более четырех сотен лет оставалась единственной страной на планете с официальной православной религией.
Церковь на Западе постоянно пребывала недалеко от политической жизни, в то время как в восточном христианстве на сюзерена смотрели как на помазанника Божия и в задачи священничества входило только духовное наставничество.