15 февраля (2 февраля по старому стилю) Русская православная церковь празднует двунадесятый (один из 12 ключевых) непереходящий праздник Сретения Господня.
В переводе с древнеславянского языка слово «сретение» — значит «встреча». Подробностями этого интересовались корреспонденты раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Праздник Сретения Господня внедрен, чтобы почтить память о встрече, которая описывается в Евангелии от Луки, что произошла на сороковой день спустя Рождества Христова, когда Дева Мария и праведник Иосиф Обручник принесли младенца Христа в храм Иерусалима, чтобы произвести благодарственную жертву Господу.
У иудеев в то время существовали традиции, имеющие связь с рождением ребенка в семье. Женщина после родов не должна была появляться в храме Иерусалима на протяжении 40 дней. По завершении срока мать обязана была принести в храм очистительную жертву, которая была составлена из жертвы всесожжения – годовалого ягненка, а также жертвы во оставление грехов – голубки. Если семья считалась бедной, вместо ягненка также приносили голубку.
Если первенцем в семье являлся мальчик, родители на 40-й день обязаны были прибыть с новорожденным в Храм с целью обряда посвящения Господу. Это считалась традиция не из простых, а закон Моисеев, который иудеи устанавливали в память исхода евреев из Египта – освобождения от четыре векового рабства.
Мария и Иосиф пришли из Вифлеема в Израильскую столицу, Иерусалим. С сорокадневным младенцем на руках они стали на порог храма. Семья была не богата, по этой причине очистительной жертвой Богородицы были две голубки. Пречистая Дева приняла решение принести жертву из уважения и смирения перед законом Иудеи, невзирая на то, что Иисус появился на свет в итоге непорочного зачатия.
Кто такой Симеон Богоприимец?
На тот момент проживал в Иерусалиме праведный старик Симеон, которому было откровение, что он не скончается, пока не увидит Бога. Старец (по описаниям ему было свыше 300 лет) прибыл в храм в тот момент, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда малыша Иисуса, чтобы выполнить законный обряд. Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, сказал: «Сегодня отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Взяв из рук Пречистой Девы младенца, старик Симеон обратился к ней и сказал: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни будут спасены, а другие умрут. А Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления большого числа сердец». Это считалось пророчеством о распятии, которое ожидало ее сына – гвозди и копье, от которых умер Иисус Христос, прошли нестерпимой болью через ее материнское сердце.
Церковь стала называть старика Симеона Богоприимцем и начала прославлять как святого.
О пришествии мессии подтверждала и проживавшая при храме Иерусалима престарелая вдова пророчица Анна.
День Сретения — временная точка, где встречаются Ветхий и Новый Заветы, древний мир и христианство. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна-пророчица были удостоены встретить в храме носителя Нового Завета.
Событие, которое залегло в ключе праздника Сретения, подтверждает об основной цели человеческой жизни, которая состоит во встрече с Богом.
Праздник Сретения Господня имеет отношение к древнейшим празднованиям христианской Церкви, однако, его празднование не различалось особой торжественностью. В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), в Антиохии прошло сильнейшее землетрясение, от которого скончалось множество людей, после этого в 544 году проявилась смертельная язва, что каждый день уносила по несколько тысяч жертв. В те дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, что празднование Сретения Господня проводить необходимо торжественно. Когда в этот день было произведено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии остановились.
С пятого столетия укоренились наименования этого праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и сегодня называют Сретеньем, а на Западе он имел название «праздник Очищения» до 1970 года, когда было введено новейшее именование: «Праздник Жертвования Господнего».
В Римско-католической церкви день Очищения Девы Марии, посвященный воспоминаниям о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, произведенном его матерью на сороковой день после рождения первенца, назывался Chandeleur, то есть светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) — так его прозвали католики.
С событием Сретения Господня имеет связь икона Пресвятой Богородицы, которая получила название «Умягчение злых сердец» либо «Симеоново проречение». На ней символически изображается пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).