Альянс НАТО – это краеугольный камень безопасности в Северной Америке и Европе, один из самых успешных военных союзов в истории. Его официальное название – Организация Североатлантического договора. Если исходить из названия, то в нее должны входить государства, которые прилегают к Северной Атлантике, обязующиеся защищать друг друга от любой военной угрозы. Но в организации есть и Хорватия, и Турция, и Венгрия, и Болгария. От этих стран до Атлантики довольно далеко.
Кто же может стать членом организации? Как пишет Би-би-си, по мнению многих обозревателей, речь идет о европейских государствах, в которых установлена демократия и которые не имеют неразрешенных территориальных споров с иными государствами.
Сторонники этого мнения ссылаются на исследование о расширении Альянса 1995 года. Так, в его 6-й статье сказано: «Страны, в которых есть межэтнические трения либо территориальные споры... должны решить разногласия мирными способами... Разрешение подобного рода конфликтов будет одним из факторов, который будет играть ключевую роль при принятии решения о членстве страны в Альянсе».
Формулировка достаточно четкая, однако в реальной жизни очень редко бывают однозначно ясные и четкие моменты. А в следующей, 7-й статье этого же документа отмечается, что «в вопросе о приглашении государства присоединиться к Альянсу нет фиксированных либо жестких критериев».
Иными словами, отмечает издание, на самом деле это вопрос политический. И это неудивительно, поскольку у многих государств НАТО на сегодняшний день есть неразрешенные территориальные споры.
Споры между союзниками.
Внутри Альянса разногласий по вопросу суверенитета над определенными территориями достаточно много, отмечает издание. Канада, Испания, Дания, Турция, США, Великобритания, Италия, Греция, Португалия, Германия, Франция, Словения, - эти страны не только военные союзники, взявшие на себя обязательство защищать друг друга в случае нападения, а и оппоненты, которые полагают, что некоторые из членов НАТО незаконно считают ту либо иную территорию своей.
Издание приводит самые известные из них. Испания официально передала Гибралтар английской стороне согласно Утрехтскому договору 1713-го. Однако, в XVIII веке силы Испании пару раз осаждали Гибралтар, надеясь вернуть его Испании. Требования вернуть Гибралтар озвучил генерал Франко в 1950-х. Более того, он организовал блокаду указанного британского полуострова. Однако, жители Гибралтара два раза (в 1967-м и 2002-м году) через референдум заявляли, что желают оставаться под английским управлением. В ходе двух референдумов за это проголосовали 99 процентов гибралтарцев. В последнее время периодически возобновляются (но, как и всегда, не приносят результата) - трехсторонние переговоры между Испанией, Великобританией и Гибралтаром по вопросу, касающемуся будущего указанной территории.
Спор между Данией и Канадой пока не привел к вооруженным столкновениям, однако с конца 1980-х на остров часто - хоть и не одновременно - прибывают боевые корабли и того и другого государства и водружают свои флаги. Каждая сторона, чтобы избежать инцидентов, сообщает иной, что ее боевые вертолеты или корабли идут к острову. Пролив между Канадой и Гренландией часто замерзает, и, помимо этого, в нем часто встречаются большие айсберги. Это затрудняет мореходство и, возможно, в некоторой степени охлаждает пыл Оттавы и Копенгагена.
В XIX веке, после объединения Италии, Франция и Италия заключили действующий до сегодняшнего дня договор, в соответствии с которым граница между странами на горе Монблан идет по нижней кромке ледника. Сама же вершина находится в самой высокой части указанного ледника. Причем вершина не есть ничейной территорией, поскольку в соответствии с вышеупомянутым договором хозделами на горе занимаются 2 местных муниципалитета - один с итальянской, а другой- с французской стороны. Франция и Италия до сих пор не конфликтовали относительно этой территории.
Отношения между Лиссабоном и Мадридом, несмотря на спор принадлежности Оливенсы, остаются настолько теплыми, что даже в 2008-м муниципалитеты вошли в общий еврорегион, тесно сотрудничая друг с другом.
Турция и Греция в течение многих десятилетий не могут договориться по вопросу о точной делимитации воздушного пространства и прибрежных вод, что уже пару раз едва не привело к вооруженному столкновению между указанными союзниками по Альянсу. Помимо этого, до сегодняшнего дня не разрешен вопрос, какому из государств принадлежат пару скал в Эгейском море. Два государства в 2009-м решили обратиться в международный арбитраж. Но в начале 2015-го Хорватия выразила сомнения в непредвзятости словенского судьи, который входил в состав суда, и вышла из арбитража. Спор продолжается.
Соединенные Штаты и Канада тоже оспаривают ряд небольших островов у границы между провинциями Британская Колумбия и Нью-Брансвик с одной стороны, и штатами Мэн, Аляска и Вашингтон - с другой. Оба государства также спорят и о точном прохождении морской границы во многих проливах, в частности, в Хуан-де-Фука.
Однако, следует отметить, что далеко не все споры разрешаются полюбовно, ведутся мирно или же игнорируются обеими сторонами. Имеют место случаи, когда дело доходит и до настоящих военных действий.
Автор: Екатерина Кравец