Политик из закарпатского региона Украины Виктор Балога продолжительное время занимал государственные должности при трех украинских президентах. Однако в Закарпатье у него остается особый авторитет, его даже называют «хозяином области». Летом прошлого года он напомнил о себе во время нашумевшего случая с перестрелкой с участием представителей «Правого сектора» в Мукачево, когда согласился исполнить роль миротворца и пошел на встречу с опальными бойцами. Далее последовало назначение главой области Геннадия Москаля, который вскоре обвинил Балогу в причастности к процветающей в регионе контрабанде. Партия Балоги «Единый центр» после проведения местных выборов оказалась в оппозиции, и на данном этапе считается, что его влияние в регионе ослабело.
«В интервью «Фокусу» Балога рассказал, насколько представления, которыми принято характеризовать его личность, совпадают с реалиями, а также о том, каковы его нынешние взаимоотношения с правящими властями», - передает издание «Биржевой лидер».
Говоря о роли своей фигуры в закарпатском регионе, Балога отмечает, что его партия «Единый центр» выиграла выборы, заняв первое место в области. После выборов, по словам политика, он имел разговор с президентом страны и предложил совместно с БПП, Партией венгров Украины и «Батькивщиной» сформировать коалицию в местных советах, чтобы не привлекать к сотрудничеству бывших регионалов из «Видродження» и «Оппоблока». Однако президент поступил наоборот, хотя еще до выборов существовала договоренность о том, что представитель от партии-победителя сможет претендовать на кресло главы облсовета. Расчет, вероятно, был на то, что победит на выборах БПП, а после того, как произошло иначе, решили ситуацию переиграть. В результате почти повсеместный перевес депутатов от ЕЦ обернулся коалицией БПП с «Видродженням», «Оппоблоком», иногда с радикалами Ляшко.
По вопросу влияния назначения главы области Г. Москаля Балога напоминает, что многие заметили, что он лично ничего о Москале в прессе не говорил. Являясь депутатом Верховной Рады, он занимается законотворческой деятельностью, а у главы области сфера деятельности совсем другая. Что касается партии «Единый центр», то она находится в оппозиции, и это честь для всех, кто в нее входит, — быть в оппозиции бывшим регионалам, а завтра могут быть новые выборы, и все изменится.
После событий в Мукачево президент Порошенко утверждал, что следует «избавляться от кланов, раздирающих Закарпатье». Однако, отвечая на это, Балога предлагает взглянуть на список назначенцев от БПП, тех, кто приходит на должности. Это друзья или бизнес-партнеры президента, возможно, менеджеры его компаний. Так что, скорее, политик предлагает говорить о «винницком клане» как об образе кадровой политики президента. А «закарпатского клана», по его словам, нет, потому что клан - это когда власть используется для назначения своих родных и близких на должности.
В украинской политике никто с фамилией Балога не назначался во власть другим человеком с фамилией Балога. Все работают на выборных должностях, и никто не прячется в списках. В том числе и сын политика Андрей. Перед выборами он обошел город, провел множество встреч. Так что своей должностью мэра он обязан только себе и горожанам, проголосовавшим за него. Возможно, сыну как-то помогло имя, признается Балога, но, как он лично считает, это неплохо, если фамилия несет позитив, а не наоборот.
Возвращаясь к случаю со стрельбой в Мукачево, политик говорит о том, что уверен - трагическая история была инспирирована центральной властью. Следствие по тем событиям продолжается, и хотелось бы получить ответ. «Он признает, что перед законом все должны быть равны, но властям нужно сохранять последовательность в обещаниях - пообещали расследовать преступления против Майдана, значит, нужно разобраться, а не патриотов по ресторанам ловить», - подчеркнул Балога, задевая еще один резонансный случай с участием представителей «Правого сектора» - на Драгобрате. Складывается впечатление, главным моментом в этих случаях было то, что они имеют отношение к движению добровольцев, и власть видит в нем главного врага - воюют с теми, кого боятся.
Нередко звучали обвинения в адрес Балоги, что он причастен к контрабандным потокам в Закарпатье. Однако сам он напоминает, что контрабанда существует там, где в незаконных перемещениях товаров принимают участие государственные структуры, а он сам никакого отношения к назначению и работе силовых органов не имеет. А на самом деле он видит гораздо большую проблему с импортом в ввозе в страну элитной группы продукции легкопрома, электроники, голландских тюльпанов и прочего. Все это завозится по заниженным ценам и имеет другие масштабы - больше в десятки и сотни раз, и приносит значительные убытки бюджету. С бегством из страны Януковича объемы таможенных поступлений существенно не растут, хотя то, как курс гривны обвалился сильно, и есть неоспоримое доказательство.
Нередко о Закарпатье говорят как о потенциально сепаратистском регионе, однако, по мнению Балоги, это глупости. Путин не признавал Донбасс частью Украины, и не исключено, что он завтра заявит, что Закарпатье не было никогда украинским, потому что он занимается ревизионизмом решений Хрущева, Сталина, Ленина. Согласно недавнему соцопросу американской компании, только 1 процент жителей области считают себя русинами, а 95 процентов видят себя только как часть Украины. После этого все разговоры прекратились, потому что нет такой проблемы, возможно, властям было бы удобно сказать, что они спасли регион от сепаратизма, но это стало бы перебором.