Европейский Союз, отменяя санкции, ранее введенные против Беларуси, пытается тем самым вытащить эту страну из силового поля Российской Федерации. Более детально о причинах, по которым в Брюсселе было принято решение снять санкции с Беларуси, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
15 февраля в полдень, всего лишь за несколько часов до снятия Европейским Союзом санкций с Минска, на расстоянии в несколько сотен метров от здания Администрации президента РБ митинговали активисты, недовольные политикой Александра Лукашенко, и в Брюсселе могли смело заявить: элементы либерализации в Беларуси видны, как говорится, невооруженным взглядом, хотя намерение поощрить белорусскую власть вызрело в ЕС гораздо раньше, чем состоялся данный митинг. 15 февраля Советом ЕС было принято решение не продлевать санкции, ранее введенные в отношении трех белорусских компаний и 170 граждан РБ, и данное решение было довольно прогнозированным. Одновременно с этим ни для кого не было секретом и то, что Европейский Союз решил вознаградить Беларусь вовсе не за демократию, хотя со стороны Минска и были уступки требованиям, выдвинутым западными странами.
Основной причиной перезагрузки отношений между Республикой Беларусь и странами западного мира стал конфликт между Украиной и РФ, хотя в Брюсселе еще раньше многие поняли, насколько непродуктивной является политика изоляции Минска. В настоящее время в Кремле расхлебывают неприятные последствия конфронтации со странами Запада, тогда как Минск, являющийся ближайшим союзником Москвы, усердно кует горячее железо одержанных дипломатических побед, надеясь при этом конвертировать нынешнюю нормализацию отношений с западным миром в экономические и в финансовые выгоды.
Стоит напомнить о том, насколько контрастировали выступления на недавней Мюнхенской конференции по безопасности главы правительства РФ Медведева и главы белорусской дипломатии Макея. Если первый, говоря об отношениях между Российской Федерацией и западными странами, заявил, что стороны скатились во времена "холодной войны", обвинив при этом Запад, сделавший из России "страшилку", то второй в своем выступлении сделал акцент на восстановление полноценного сотрудничества между Минском и Брюсселем. При этом белорусский министр особенно нахваливал Германию, ведущую страну Европейского Союза, которая понимает роль Беларуси в нынешней ситуации. Расшифровать послание Макея можно было примерно следующим образом: Берлин оценил тот вклад, который был сделан Минском в становление стабильности в регионе.
Если у министра иностранных дел Беларуси в Германии была целая серия встреч, в том числе и встреча со своим немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером, и это весьма напоминало прелюдию к снятию с Минска санкций, то для Кремля подобная перспектива пока остается только лишь мечтой. Глава дипломатии ЕС отметила в ходе конференции необходимость сохранения санкций в отношении Российской Федерации - они должны быть сохранены до тех пор, пока Москва не выполнит в полном объеме условия Минских договоренностей.
После аннексии Крымского полуострова западные страны начали по-разному воспринимать два авторитарных режима.
После того как Россией был аннексирован Крым, на Западе стали по-разному воспринимать два авторитарных, схожих по своей природе режима – российский и белорусский. Лукашенко вовсе не добавил возглавляемой им стране демократии – вся разница здесь в том, что Россия является империей, наглядно продемонстрировавшей свой хватательный рефлекс, тогда как за белорусским режимом никаких имперских замашек не наблюдается.
Помимо этого, действия кремлевских "зеленых человечков" и "отпускников" на украинской территории вынудили Минск примерить такого рода сценарий и в отношении себя, и в этой связи потребность в наличии простора для совершения геополитического маневра обострилась. Лукашенко дистанцировался, в меру своих возможностей, от агрессивной политики Российской Федерации, сумев одновременно с этим еще и снискать лавры миротворца.
Европейский Союз смягчением своего отношения и снятием санкций, если говорить цинично, проплатил белорусскому руководству его позицию по вопросам безопасности, очень ценную для Брюсселя из-за страха ЕС перед российской угрозой. При этом для Европейского Союза в данном случае задачей-максимум является вытаскивание Беларуси из силового поля Российской Федерации, но в данном случае проблемой является не только очень мощное сопротивление этому процессу со стороны Кремля, уже сегодня нервно посматривающего на нормализацию отношений между Беларусью и Евросоюзом, а в самой структуре белорусского режима, грубой и архаичной, никак не вписывающейся в представления о прекрасном, имеющиеся у Европейского Союза.
Стоит, кстати отметить один весьма показательный момент – российское информагентство ИТАР-ТАСС, сообщая о договоренности относительно снятия ЕС части санкций, ранее введенных в отношении Беларуси, украсило данную новость фотографией белорусского флага с черной траурной лентой. Скорее всего, фото было помещено по банальной ошибке или недосмотру, но, учитывая нынешний геополитический контекст, это является весьма красноречивой иллюстрацией реакции Москвы на решение Европейского Союза снять с Беларуси ограничения.