В последнее время наблюдается серьезное обострение российско-турецких отношений. Все это привело к тому, что Россия начала терять своих союзников. Так, Казахстан начал требовать учитывать его интересы, а остальные государства азиатского региона опасаются роста влияния РФ.
Джеймс Клеппер, глава американской разведки, в ходе своего выступления 9 января в конгрессе США, назвал Россию и Китай основными угрозами для Соединенных Штатов сразу в нескольких сферах. В особенности, он указал на возрастающие амбиции РФ на постсоветском пространстве. «Москва и далее будет добиваться большей региональной интеграции, повышая при этом давление на соседние страны», – сказал он.
Российская Федерация доминирует в ЕАЭС, и такое стремление может показаться вполне естественным. В отличие от ТС, который обеспечивает общее таможенное пространство государств-участников, Евразийский союз является более развитой интеграционной структурой. Концепция создания ЕАЭС, кроме всего, предусматривает также и элементы согласованной политики. Но на сегодняшний день деятельность Евразийского союза участникам данного проекта не кажется привлекательной. Так, взаимный товарооборот между государствами-членами союза за первый год его существования упал на 25 процентов, а объем внешней торговли представителей ЕАЭС с третьими странами – на 34 процента. В конце прошлого года к этому прибавились также трудности, которые связаны с обострением отношений между Турцией и Россией.
«Так, разразившийся конфликт между Анкарой и Москвой серьезно осложнил политическую атмосферу в отношениях тюркоязычных государств Центральной Азии, членов Евразийского союза, с Турцией. При этом введенные Российской Федерацией против нее экономические санкционные меры серьезно сказались на торговле российских партнеров с Анкарой», – отмечает издание РБК.
Казахстан оказался самой потерпевшей страной, так как для него Турция является вторым в Азии и пятым во всем мире торговым партнером. Так, транзит товаров из Турции в Казахстан через территорию РФ оказался практически заблокированным из-за действий российских таможенных служб, которые подвергали тотальному контролю все фуры.
В конце 2014 года последовало обвальное падение курса российского рубля, которое привело к катастрофическому падению конкурентоспособности товаров из Казахстана. Поначалу казахстанский бизнес буквально взвыл от происходящего. Его давление на Акорду чуть не завершилось закрытием границы с РФ, что привело бы к срыву договора об образовании Евразийского союза. Лишь выдержка Нурсултана Назарбаева позволила избежать такого катастрофического развития событий.
Назарбаев выступил с призывами к Москве.
12 февраля казахстанский лидер, будучи главой Высшего Евразийского экономического совета, выступил c предложением к лидерам стран-членов ЕАЭС объявить текущий год Годом укрепления экономических отношений Евразийского союза с третьими странами. «Любые меры, которые страны-члены применяют самостоятельно в отношении третьих стран, не должны сказываться негативным образом на других участников интеграционного процесса, в особенности, в части обеспечения свободы транзита товаров по всей территории ЕАЭС», – сказал Нурсултан Назарбаев.
«Данные слова были обращены к Москве. Но готово ли российское правительство услышать такой призыв? И если готовы, то может ли оно сделать так, чтобы торговая война с турецкой стороной не втянула российских союзников и партнеров?», – задается вопросом Аркадий Дубнов, эксперт по Центральной Азии.
Кроме того, 6 февраля Ахмет Давутоглу, премьер-министр Турции, посетил Казахстан. Нет сомнений в том, что на его встрече с президентом Казахстана обсуждались усилия Астаны, которые помогли бы Анкаре и Москве выйти из клинча. Но ответом на переговорный процесс в Акорде стало заявление посла РФ в Турции. «Нет необходимости в посредничестве с целью нормализации отношений между РФ и Турцией», – сказал Андрей Карлов. Естественно, при подобной постановке вопроса миротворческие усилия кажутся попросту пустым делом.
Ресурсы и инструменты, которыми на сегодняшний день располагает Российская Федерация для того, чтобы привлечь в ряды Евразийского союза новых членов, далеко не исчерпаны, причем как экономические, так и военные. На сегодняшний день только в Таджикистане, единственном государстве СНГ, реально стоит вопрос о присоединении к ЕАЭС. Будучи наряду с Киргизией страной, выживание которой фактически полностью зависит от помощи извне, а госказна – от переводов работающих в Казахстане и РФ трудовых мигрантов, правительство Таджикистана вряд ли сможет позволить себе долго игнорировать предложение Москвы. Нужно сказать, что в Киргизии итоге первых шести месяцев пребывания в Евразийском союзе не сказались позитивным образом ни на жизненном уровне людей, ни на экономике. Единственный положительный момент заключается в том, что теперь для работы в РФ приезжим из Киргизии не нужны получение патента и разрешение на работу.
Нужно заметить, что в Киргизии нарастает сопротивление общества против доминирования влияния Российской Федерации в информационном пространстве государства. В Бишкеке считают госпропаганду России одним из элементов гибридной войны, которая эффективно ведется Москвой во многих странах постсоветского пространства.
Автор: Ксения Дмитриева