Обвал нефтяных цен способствовал росту валового внутреннего продукта и потребления у полдюжины восточноевропейских государств, являющихся членами Европейского Союза (Чехии, Польши, Словакии, Болгарии, Венгрии и Румынии), в которых из-за снижения стоимости углеводородов и потребительского бума ВВП вырос в среднем на четыре процента в последнем квартале минувшего года. Об этом 17 февраля сообщают «Ведомости».
Это есть самыми быстрыми темпами роста ВВП в упомянутой шестерке стран с 2008 года.
Первые оценки показывают, что самый низкий рост ВВП был у Болгарии – в годовом выражении 3,1%, а самый высокий - у Словакии – в таком же выражении 4,2%. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что это стало неплохим результатом, учитывая, что Восточноевропейский регион лежит между зоной обращения евро, испытывающей проблемы экономического характера, и Украиной и Россией, переживающими болезненную рецессию.
Со слов Маркуса Сведберга, главного экономиста управляющей компании под названием East Capital, изучающего данный регион в течение полутора десятков лет, он никогда еще не наблюдал роста в 3% или 4% с отсутствием инфляции. Маркус отмечает то обстоятельство, что уровень инфляции в шестерке менее 1%, а долговые нагрузки в ней понизилась за последние полдесятка лет.
Наиболее сильным воздействием на экономику, похоже, стала падающая цена «черного золота» со 115 долларов в позапрошлом году до 30 долларов за один баррель.
Хотя Уильямом Джексоном из Capital Economics указывается на стечение иных благоприятных причин и факторов. Дескать, с 2013 года денежную политику здесь стали проводить более гибкую, и ситуация на рынке труда улучшалась. Появились, мол, признаки большей стабильности в банковском секторе, а кредитование увеличилось.
Эта полудюжина стран является нетто-импортерами энергетических ресурсов. Так, в позапрошлом году в Болгарии и Венгрии чистый их импорт достиг 6% от ВВП, хотя у Румынии этот показатель был где-то 1,5%. Также доля энергетических ресурсов в индексах потребительского ценообразования восточноевропейских государств составляет обычно от 12% до 20%, что заметно выше, чем в многочисленных странах Латинской Америки и Азии, свидетельствуя про весьма значительную долю топлива в объеме совокупных расходов Восточной Европы. Падение нефтяных цен привело к снижению чистых ежегодных затрат в ней на импортирование энергоресурсов с 9 млрд. долларов четыре года назад до приблизительно 5 млрд. долларов в прошлом году, в соответствии с расчетами Capital Economics. Если продолжится и дальше удешевление углеводородов, то данный показатель грозит сократиться даже до 4 млрд. долларов в текущем году.
Понижение цен бензина способствовало уменьшению инфляционных темпов в этих государствах (в Румынии, Польше и Словакии их значения вообще стали отрицательными), благодаря чему подрос потенциал покупательной способности населения. Исследования Capital Economics выявили, что располагаемые реальные доходы чешских, польских и румынских домохозяйств увеличиваются сейчас выше, чем на четыре процента в годовом измерении. Поэтому размер потребительских расходов в данных странах растет уверенно на 3,5% ежегодно, и при этом люди могут увеличивать свои сбережения. Это, со слов Джексона, отличается от азиатской ситуации, где потребители не так активны.
Рецессия в Российской Федерации и экономический медленный рост в еврозоне, возможно, не настолько сильно оказывают влияние на Восточную Европу, как возможно было бы это предположить. По словам Уильяма, на долю РФ приходится только от 2% до 5% восточноевропейского экспорта, при этом наибольшим значением для шестерки обладает экономика ФРГ, но не всей зоны обращения евро. На долю Федеративной Республики Германия приходится обычно от трети до половины экспорта в эти страны. Их промышленное производство интегрировано, по напоминанию Джексона, в цепочку немецких поставок.
Устойчивость экспорта в течение последних лет и резкое сокращение затрат на импортирование энергоресурсов Словакии, Венгрии и Болгарии позволило превратить имевшийся дефицит по счету текущих операций (он у Болгарии достигал в 2007 году четверти всего ВВП) в профицит. Румынии и Польше удалось провести значительное сокращение дефицита.
Но и у данных государств существуют риски. Как отмечается Сведбергом, главная их проблема коренится в отсутствии реформ структурного характера, необходимых для улучшения конкурентоспособности. К тому же в некоторых моментах, например, в вопросах проведения пенсионной реформы, ситуация лишь ухудшилась. Также у Сведберга и Джексона присутствует обеспокоенность как популизмом, так и рисками «нелиберальных реформ» в Польше и Венгрии. Но Уильям Джексон все же уверен, что ВВП восточноевропейской шестерки может продолжать свой рост на уровне от 3% до 4% ежегодно. В краткосрочных перспективах этот регион, по его мнению, обязан остаться довольно ярким и заметным на фоне иных развивающихся районов мира.
Ну, и у бывших товарищей СССР по Варшавскому договору нет показного шика – не увидите вы на улицах Варшавы, Праги или Будапешта так много дорогих автомашин, сколько в российской или даже украинской столице. Жизнь в Восточной Европе кажется москвичам и киевлянам слишком пасторальной и размеренной, а ремонт старых фасадов – явно недорогим и не очень тщательным.
От низких цен на нефть больше всех выиграла Восточная Европа
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.