Отношение к России со стороны членов международного сообщества описал Виктор Шендерович. Он утверждает, что до недавнего времени в Вашингтоне совершенно никакой опасности от Кремля не ощущали. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Фокус».
Российский писатель-сатирик Виктор Шендерович в рамках интервью поделился собственным мнением по поводу особенностей восприятия России иностранцами-политиками и литераторами. Распространенным мнение до недавнего времени было утверждение о том, что в России ругать и высмеивать можно все и всех, кроме главы государства. Сейчас, судя по всему, в список запретных тем для сатириков добавились РПЦ и гениальность российских военачальников времен Второй мировой. В случае затрагивания в неправильном контексте второй темы человек может прослыть фашистом.
Комментируя вопрос расширения «запретного списка», Шендерович отмечает, что речь идет о процессе затвердения, постепенного сокращения пространства свободы слова за счет увеличения списка табуированных тем. Сатирик называет это явление характерным признаком прекращения работы в России демократических инструментов, которое можно воспринимать как свершившийся факт.
Вместе с тем литератор отмечает, что направления, где появляются запреты, входят в состав «триады» Сергея Уварова – православие, самодержавие, народность. Важность этих элементов государственности осознается в России на протяжении почти 2 столетий, мнениями по этому поводу в свое время поделились с общественностью Герцен и князь Вяземский. Современники могут только цитировать классиков и осознавать, что Россия в очередной раз пошла на этот виток истории. Шендерович полагает, что некоторое количество следующих поколений еще будет жить в качестве заложников это обветшалой идеологии государственности.
Ценность внешней сатиры несколько ниже.
Одним из известных выражений Виктора Шендеровича является утверждение о том, что писать о России можно только живя внутри страны. Уточняя суть этой фразы, литератор констатирует, что, в принципе, писать может человек, пребывающий даже в Антарктиде. Однако политическая сатира функционирует в соответствии с собственными принципами, в числе которых присутствует позиционирование. Критическое слово, произнесенное человеком изнутри, намного более значимое, чем критика снаружи.
Говоря о будущем России, литератор признается, что опасается скатывания государства к новому железному занавесу. Однако именно этот сценарий представляется наиболее вероятным с учетом создававшихся предпосылок. Современная Россия, по мнению Шендеровича, под руководством Путина играет в очень опасную игру. Писатель уверен, что сейчас сформированный внутри государства режим окукливается.
Очевидно, что исторический велосипед в принципе стоять на месте не может. Государство, которое самостоятельно загнало себя в тупик, может выбирать между двумя вариантами будущего. Теперешняя Россия может или направляться к выходу из тупика, или выбрать альтернативный вход и в тупике замкнуться.
Характеризуя теперешние действия российского руководства, Шендерович констатирует, что хозяин Кремля пытается пройти между струйками. В это время ближайшее окружение президента стремится избежать превращения страны в аналог Северной Кореи. В ситуации присутствует и определенная доля черного юмора – при всех попытках Москвы позиционировать Россию как аналог Советского Союза, между двумя странами есть огромная разница.
Писатель утверждает, что Советский Союз действительно вызывал у западных стран опасение, европейские лидеры понимали отсутствие преград для начала открытой советской агрессии. Руководители европейских стран понимали, что дети Андропова и Суслова не учатся в Оксфорде, у самих советских чиновников нет недвижимости и банковских счетов за границей. На Западе осознавали, что сумасшедшие старики действительно могут нажать на ядерную кнопку, поскольку с внешним миром их ничего не связывало.
В совсем другой ситуации находится современная российская политическая элита. На протяжении 15 лет близкие друзья хозяина Кремля жили в идеальных условиях – они управляли Россией и Узбекистаном, живя при этом в Лондоне и Майами. Все стороны, включая Лондон и Майями, этой ситуацией были довольны. На внутреннюю политику Российской Федерации европейские государства закрывали глаза, поскольку внешние обязательства Москва выполняла.
По утверждению Шендеровича, в терминологии американской Путин до 2014 года был «их сукиным сыном». За рамки договоренностей Москва вышла в 2014 году, более того, российские политики оказались еще и недоговороспособными. Сейчас в политическом смысле с хозяином Кремля покончено. Писатель уверен, что кремлевские чиновники до сих пор разговаривают с западными лидерами исключительно потому, что у Москвы есть доступ к ядерному потенциалу.
Говоря о современной ситуации в российском обществе, литератор отмечает, что риторика несколько изменилась. В публичном пространстве тема «Новороссии» уже не обсуждается, фашистов в соседней стране российский телевизор уже не ищет. Тем не менее неформально вербовка «добровольцев» для пополнения рядов «ополчения» продолжается. Сатирик уверен, что Кремлю гнойник под названием Донбасс нужен для торговли с мировым сообществом, поэтому Москва готова его поддерживать еще долго, даже в ущерб собственному населению.