Горячие Новости

Облако тегов

ИГ forever, или Почему халифат будет возрождаться вновь и вновь – Малашенко

ИГ forever, или Почему халифат будет возрождаться вновь и вновь – Малашенко

Борьба с «Исламским государством», которую ведут различные коалиции в Сирии, может завершиться локальным успехом, однако глобально она не имеет перспектив, поскольку в новом виде ИГ позднее возникнет где-то еще. Об этом член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко поделился мнением с РБК. С точкой зрения эксперта знакомит издание «Биржевой лидер».

«Для понимания перспектив существования «Исламского государства» необходимо уточнить само понятие», - считает эксперт. То образование, что действует на Ближнем Востоке (ИГ-халифат по предложению Малашенко), в какой-то момент не выдержит под внешним натиском. Но в широком смысле исламское государство следует рассматривать как политико-религиозный феномен. На Ближнем Востоке сегодня действует квазигосударство – халифат, та система, что возникла в VII веке и теперь стремится к реставрации в современных реалиях. Халифат невозможно запретить подобно «Исламскому государству», поскольку это принятое в мусульманском мире понятие, и для миллионов халифат остается идеальным общественным устройством. Мусульман, стремящихся к нему, можно назвать приверженцами исламизма. Исламисты стремятся построить на основе исламской традиции государство и общество как альтернативу всем остальным государственным моделям.

Исламист исламисту рознь.

Исламистов зачастую называют исламскими радикалами. И это действительно так, потому что они стремятся к радикальной перестройке, и само по себе понятие радикализма достаточно позитивно. Радикализм стремится к переменам и является двигателем человечества. При этом Малашенко выделяет три типа исламистов. К первому типу следует относить тех, кто считает, что к конечной цели следует идти путем реформирования без спешки, эксцессов, поднимаясь на высшую ступень религиозной идентичности. Ислам предлагает ответы на все мирские вопросы, нужно только терпение и работа.

За эти типом умеренных радикалов следует другой – те, кто выступает за ускоренную исламизацию общества и государства. Они более энергичны в достижении собственной цели и активно ведут политическую борьбу в парламентах и на улице. Таких политиков, как считает эксперт, и следует причислять к радикальным исламистам. Они есть по всему миру, и кое-где им удалось прийти к власти - серьезным и продолжительным образом в Иране, и краткосрочно в Египте.

К третьему типу эксперт относит фанатиков-экстремистов, рвущихся к построению халифата здесь и сейчас. Они готовы на все в своем стремлении, они одержимы идеей, жестоко и беспощадно наказывают несогласных.

ИГ может потерпеть поражение, но не признает его.

Возникший на Ближнем Востоке ИГ-халифат представляет собой комбинацию радикалов и экстремистов с преобладающим влиянием последних. Это образование реально претендует на государственность, занимаясь формированием госструктур. Некоторые полагают, что это уже и есть реальный халифат. Но достижению цели радикалам помешали фанатики. Фанатизм, по сути, это отрицание радикализма и его дискредитация. Если радикал обычно прагматик, добивающийся целей жесткими методами, но с учетом окружающей обстановки, то фанатик же считается только с собственными амбициями, такие люди не остановятся перед применением любого оружия, пусть даже бактериологического или ядерного, разумеется, если им удастся его заполучить. Опасность также в том, что любой радикал имеет шансы превратиться в фанатика, а восхождение по «исламистской лестнице» может стать очень коротким. Сегодня по ней восходят все те, кто отправляется в Сирию, вливаясь в ряды ИГ, в том числе и те, кто отправляется туда из России.

Борьбу против ИГ-халифата ведут сразу две коалиции — американская и российская, но обойтись в этой борьбе только воздушными ударами не получается. Это значит, что возможна наземная операция, в которой может принять участие и третья коалиция, на этот раз мусульманская, с главенствующей ролью Турции и Саудовской Аравии. Но и наземная операция не сможет сразу решить всю проблему, следует также учитывать, что региональную ситуацию усложняет сирийский гражданский конфликт, отношения между турками и курдами, суннитско-шиитские противоречия. Можно предположить, что ИГ-халифат потерпит поражение, как решат участники коалиций. Но сам ИГ-халифат не признает свое поражение, руководители заявят, что борьба будет продолжена, и так действительно будет в сопровождении многочисленных террористических актов. Кроме того, важно, что оставшиеся боевики вернутся в свои регионы, откуда они приехали воевать за ИГ, после чего они продолжат борьбу на местах - на Северном Кавказе, в Афганистане, Центральной Азии. Часть осядет вместе с беженцами в Европе, где продолжит мстить и вести свою борьбу.

Как институция халифат никогда не исчезнет, потому что это невозможно. В отсутствие успеха на Ближнем Востоке халифат может проявиться и в Африке, и в Евразии. Спустя время ИГ-халифат возникнет вновь и на основе той же религиозно-политической идеологии. Он, как пузырь, перетекающий и раздувающийся в разных регионах. «Исламизм не уйдет со сцены с разгромом нынешнего ИГ-халифата, ведь никто не может отнять право на борьбу за исламскую альтернативу», - резюмирует Малашенко.

Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Почитать на эту же тему

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

Рождество
Рождество
Audi Q7
Audi Q7
Acer Group
Acer Group
Севастополь
Севастополь
5 июня
5 июня
Мариуполь
Мариуполь