Иран вполне может подложить всем нефтедобывающим странам свинью – судя по всему, Тегеран намеревается соблюдать международные договоренности ровно до тех пор, пока они не начнут идти вразрез с его собственными интересами. Более детально о том, какую свинью на нефтяном рынке может подложить всему миру Иран, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Издание "Утро" отмечает, что неопределенность, которая возникла на мировом рынке после демарша, устроенного представителем Ирана в ОПЕК, не согласившимся пойти на снижение объемов нефтедобычи, уже миновала. Вечером 17 февраля информагентство Shana сообщило, что по итогам встречи Биджана Зангане, министра нефти Ирана, с коллегами из Катара, Венесуэлы и Ирака стало понятно – Тегеран все-таки поддержит действия нефтедобывающих стран, направленные на улучшение ситуации на нефтяном рынке.
В ходе состоявшейся в иранской столице встречи министры 4 стран обсудили сложившуюся в настоящее время на рынке "черного золота" ситуацию, а также рассмотрели вариант с заморозкой нефтедобычи на уровне января этого года. Напомним, что ранее в Дохе представители РФ, Катара, Венесуэлы и Саудовской Аравии согласились пойти на такой шаг, если к данной инициативе присоединяться остальные нефтедобывающие государства.
Решение Тегерана согласиться с этой инициативой противоречит тем заявлениям, которые были сделаны Мехди Асали, представителем Ирана в ОПЕК, – он, в частности, заявил, что его страна не собирается идти на сокращение нефтедобычи из-за решения, принятого нефтяными министрами. Асали подчеркнул, что позиция, которую занимает Иран по данному вопросу, является очень четкой – когда страна находилась под санкциями, цены на "черное золото" были очень высокими. Страны картеля пользовались данным обстоятельством и наращивали собственные объемы добычи сырья. В настоящее время, когда нефтяные котировки серьезно упали из-за увеличившихся квот нефтедобычи, страны ОПЕК ожидают от Тегерана согласия на сотрудничество.
Представитель Ирана в ОПЕК заявил, что его страна не только не собирается сокращать объемы собственной нефтедобычи – Тегеран стремится нарастить данный показатель до предсанкционного уровня. Стоит отметить, что в настоящее время Ираном производится на 1,5 миллиона баррелей "черного золота" меньше, чем страна производила до того, как против нее были введены санкции. При этом у Тегерана в запасе есть большое количество уже добытого сырья, поскольку иранские нефтяники в период действия санкций, стремясь избежать потери скважин, старались максимально избегать их консервации. В итоге сегодня все подходящие для хранения нефти емкости, в том числе и имеющийся у Ирана флот танкеров, буквально под завязку набиты "черным золотом".
Резкая смена риторики Тегерана вполне объяснима.
Впрочем, столь резкая смена Тегераном своей риторики вполне объяснима. Руководство страны после снятия западных санкций приняло решение не рисковать с отстаиванием провозглашенных ранее принципов. Более того, если Тегеран поддержит решение заморозить уровень нефтедобычи, это подтолкнет нефтяные котировки вверх, а это для Ирана весьма положительный момент.
Вместе с тем следует помнить, что после того, как против Ирана были введены санкции, его квота на нефтедобычу была передана Саудовской Аравии, и сейчас Тегеран будет предпринимать максимум усилий для того, чтобы вернуть свою квоту обратно. Именно по этой причине и можно сделать вывод: Иран будет следовать каким-то договоренностям, в том числе и международным, ровно до тех пор, пока они не начинают идти вразрез с его собственными интересами, да и выполняться все эти договоренности будут большей частью только лишь на словах. ОПЕК за свою многолетнюю историю знает немало случаев, когда общие договоренности игнорировались странами картеля ради их собственных интересов.
Иран в настоящее время нацелился на как можно более быстрое восстановление национальной экономики и на возвращение своей доли на нефтяном рынке, и поэтому цены на сырье будут иметь для Тегерана все-таки вторичное значение – на первом месте будут объемы продаж. Это означает, что уже в скором времени иранское руководство вполне может предпринять попытку обойти нынешние договоренности, причем сделать это будет довольно просто, поскольку предметом договора в данном случае является уровень нефтедобычи. У Ирана, как уже говорилось выше, есть огромные запасы уже добытого сырья, и он может распоряжаться данными запасами по своему собственному усмотрению. Тегерану, по сути, ничего не мешает выйти на рынок с уже добытой нефтью, причем выйти с предложением самых низких цен, чтобы перекроить рынок под себя.
В итоге получается противоречивая ситуация – ведущие нефтяные страны заинтересованы в том, чтобы остановить процесс падения нефтяных котировок, пускай даже ценой сокращения нефтедобычи, тогда как Иран после снятия санкций готов выбросить на рынок большой объем сырья и готов продавать его по любым ценам. Тегеран примет с восторгом результаты действий ОПЕК и РФ, направленные на рост цен, и в этом можно даже не сомневаться, но при этом иранское руководство вряд ли согласиться пойти на какие-то ограничения в ущерб собственным интересам.