Миграционный кризис обнажил слабые места Евросоюза. Такое мнение выразила в своей статье для издания «Новое время» Светлана Залищук, народный депутат Украины (Блок Петра Порошенко), сооснователь движений Центр UA, РПР. «Если ежегодный форум в Давосе определяет траекторию развития мировой экономики, то конференция в Мюнхене измеряет температуру безопасности. Очень высокая - такой диагноз был поставлен в ходе 52 го собрания в Мюнхене, в котором приняли участие 25 лидеров государств и шесть десятков министров обороны и иностранных дел», - пишет автор.
Привычный иммунитет Европейского Союза, поддерживающийся за счет единства совместных усилий и решений перед лицом угроз, в этот раз оказался значительно ослаблен огромным наплывом беженцев, подчеркивает Залищук. В условиях кризиса сильно проявились и иные недуги Европейского Союза, в числе которых - растерянность: что делать с действующим президентом России? Владимир Путин не принял приглашение в Мюнхен и не стал ключевым действующим лицом данного мероприятия, пишет нардеп. Вместо Владимира Путина прибыл премьер России Дмитрий Медведев, который озвучил сразу несколько самых болезненных тем для Запада.
Эксперты и европейские политики называют наступивший 2016 год - годом борьбы за выживание. Сможет ли Европейский Союз сохранить свой устоявшийся формат и состав в следующем году? Это будет зависеть от того, сумеет ли Старый Свет дать достойный ответ на несколько вопросов. Во-первых, идет речь о миграционном кризисе и войне на сирийской территории. 11 февраля европейцы и американцы договорились о взаимодействии по урегулированию сирийского конфликта. Однако российская авиация беспощадно продолжает атаковать Алеппо - город, где сосредоточены силы так называемой «умеренной оппозиции». Так, закончить военные действия без воли сирийского лидера Башара Асада не получится. Заручиться же словом президента Сирии без воли российского президента Путина - тоже. А это значит, что Европа висит у Москвы на крючке под названием «великое переселение народов», как выразился премьер Российской Федерации на мюнхенской конференции.
Конечно, европейцы осознают, где пульт управления. Британский министр иностранных дел Филип Хэммонд выразил мнение, что при желании российский президент Путин может остановить сирийскую войну всего лишь «одним телефонным звонком», напоминает Залищук.
Показательно, пишет народный депутат, что этот вывод уже перестал звучать по отношению к военным действиям на украинском Донбассе. Рецепт разрешения украинского конфликта американские и европейские лидеры видят исключительно в выполнении Минских договоренностей. Девальвация уверенности Европы в вопросе завершения кровопролития выразилась в ходе конференции в прогрессирующем соотношении фраз «санкции против Путина» и «диалог с Российской Федерацией». Первое - не в пользу продления ограничительных мер, пишет автор.
Это еще один глобальный вызов для Североатлантического альянса и Европейского Союза. Остаться приверженными своим собственным ценностям и решениям.
Залищук рассказывает, что в коридоре отеля Bayerischer Hof она встретила министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера и, воспользовавшись уникальной возможностью поговорить с сильным мировым лидером без предварительных договоренностей, решила не упустить такой шанс. «Наш главный вопрос, собственно, коснулся именно санкций против Российской Федерации. Министр сходу опроверг всякие слухи, которые имели место в кулуарах, относительно того, что санкции частично могут снять за тоже частичное выполнение Минских договоренностей. Вместе с тем Штайнмайер не упустил возможность отметить, что вызов немного иной: сохранить единство Европы в вопросе санкций в условиях невыполнения договоренностей украинской стороной. Похоже, ответственность за прекращение боевых действий на востоке также мигрирует в глазах некоторых из европейских лидеров. И эта «миграция» касается уже и наших границ», - пишет народный депутат.
Чего ожидать дальше?
В июне, когда придет время рассматривать вопрос относительно продления санкций против РФ, мы узнаем, что возьмет верх: уважение к уставу ООН или же выгодная интерпретация минских документов. Европейские министры убеждены в том, что единственный звонок может остановить сирийскую войну, однако в это же время готовы закрыть глаза на то, что этот же телефон регулярно звонит в Луганск и Донецк.
Давний друг Украинского государства и экс-министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт сказал, что в контексте разговоров о дипломатии и диалоге, а также запланированном возобновлении встреч совета Россия-Североатлантический Альянс не следует забывать, что все зависит от того, кто руководит в Кремле. «И пока при власти остается режим Путина, ни один здравомыслящий человек не может исключить сюрпризы в будущем вроде Сирии и Украины», - отметил Бильдт.
Дальнейшая эскалация с Российской Федерацией является еще одним глобальным вызовом. Медведев определил статус российских отношений с Западом как очередную холодную войну, напоминает украинский народный депутат. Следующий вопрос для большинства остался открытым: какова же доля анонса в данном сообщении Кремля, подчеркивает Залищук.
Автор: Екатерина Кравец