Итоги саммита Европейского Союза и будущее особое положение Великобритании в его составе на сегодняшний день обсуждают международные эксперты. Представители издания «Би-би-си» выражают уверенность в том, что британскому премьеру Дэвиду Кэмерону теперь придется активно убеждать своих многочисленных соотечественников в необходимости сохранения своего текущего положения. Выход из ЕС не совсем выгоден Лондону по той причине, что Брюссель удовлетворил все его требования. Помимо сокращении выплат для иммигрантов, Великобритания не обязана принимать самое непосредственное участие в последующей политической и экономической интеграции Союза. Эта ответственность примерно в равной мере будет распределена между другими его членами.
Достаточно интересно порассуждать на тему того, произойдет ли в дальнейшем расслоение Европейского Союза. Более конкретные выводы по этому поводу можно будет сделать после того, как в июне 2016 года произойдет британский референдум. Он конкретно покажет, чего добился Кэмерон уже на внутреннем пространстве.
Если анализировать реакцию европейских газет, то следует отметить, что многие из них сомневаются в том, что ЕС заплатил достойную цену за последующее сохранение своего единства. Абсолютно точно Великобритания получила слишком много привилегий. Лондон, безусловно, является очень важным экономическим и политическим партнером, но теперь его позиция будет чуть ли не решающей во время принятия важнейших решений. Единство является очень желанной вещью, ведь это показали кризисы по типу греческого или миграционного. Некоторые страны, среди которых Турция, целыми десятилетиями стремятся к такому результату, но всегда необходимо рационально мыслить и с холодной головой подходить к процессу распределения ролей внутри союза.
Некоторые журналисты придерживаются радикальной позиции. Они негодуют по поводу того, что пока подавляющее большинство британцев не желают строить вместе с остальными европейцами светлое и весьма перспективное будущее. Это подталкивает их к мысли о том, что с такими партнерами можно прекратить сотрудничество, потеряв даже при этом некоторые ранее достигнутые позиции.
С другой же стороны, Дэвид Кэмерон имел полное право на то, чтобы выставлять другим членам Европейского Союза достаточно серьезные условия последующего сотрудничества. Подавляющее большинство из них официально прописаны в действующем Лиссабонском соглашении. В первую очередь это касается права Великобритании не принимать участие в некоторых важных процессах. Если анализировать произошедшие события с позитивной точки зрения, то в обязательном порядке необходимо отметить факт того, что Европейский Союз продемонстрировал готовность к продолжению развития. Актуальные для настоящего времени критические моменты явно не останавливают страны, которые готовы работать ради общей цели. При всех нюансах Лондон также не является в данном случае исключением. Британский референдум является дополнительной серьезной проблемой, которую так же, как и все остальные, европейцам необходимо будет вместе преодолеть. Среднестатистические жители Великобритании по итогам саммита поняли, что с мнением их государства считаются, а обещанные реформы все же состоятся. Это может подтолкнуть их к тому, чтобы поддержать принципиальную позицию своего премьер-министра и его ближайших политических соратников.
Европа заплатила по счетам.
В целом независимые эксперты сходятся во мнении о том, что Европейский Союз, действительно, не переплатил на саммите. Здравомыслящим членам общества с самого начала было ясно, что в конце концов стороны достигнут определенного консенсуса. Дело в том, что вероятный выход Великобритании из состава Европейского Союза вполне мог бы привести к самым серьезным проблемам для других континентальных государств. В этой связи Брюссель был даже больше Лондона заинтересован в том, чтобы удовлетворить его основные требования. Без достижения общего знаменателя могли наступить негативные последствия в первую очередь в политической плоскости. Некоторые страны обсуждают пока сразу несколько вариантов развития ЕС в дальнейшем, но каждый из них абсолютно точно наталкивает на мысли о том, что без членства Великобритании достигнуть серьезных позитивных результатов вряд ли удастся.
В Великобритании в то же время средства массовой информации достаточно активно утверждают о том, что Дэвиду Кэмерону удалось в Брюсселе добиться исторической победы. Лишь некоторые журналисты являются более сдержанными в своих комментариях. В частности, они утверждают, что достигнутые накануне принципиальные договоренности лишь подтвердили давно устоявшийся факт того, что разные страны-члены Европейского Союза не обладают одинаковой степенью интеграции в его внутренние дела. Независимые эксперты также называют современный Европейский Союз двухскоростным. Дело в том, что по отношению к разным государствам в зависимости от их экономического развития применяются отличающиеся способы преодоления кризисов. Ситуация с Грецией лишний раз доказала соответствующий факт. Судя по всему, в дальнейшем эта устоявшаяся тенденция будет сохранена.