Берлин и Париж являются ключевыми столицами в формировании политической позиции Европейского Союза в вопросах выполнения Минских соглашений, поскольку Германия и Франция, будучи участниками переговоров с «нормандским форматом», лучше всех разбираются в тонкостях подписанных в Минске договоренностей. Об этом 24 февраля размышляет Сергей Сидоренко в «Европейской правде».
Слухи про то, что изменения в украинскую Конституцию уже не являются «идеей фикс» для европартнеров Украины, ходили в среде дипломатов с января.
Именно в прошлом месяце за короткий период – пару недель – начал происходить перелом в тех позициях, которые занимали Берлин и Париж. Однако подобные изменения не происходят моментально.
Корректировка взглядов заняла около месяца, и приезд в нашу страну немецкого и французского министров иностранных дел Штайнмайера и Эро, похоже, оказался решающим. Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что место статей Конституции в устремлениях и мыслях дипломатов из Европы заняли... положения закона про выборы на Донбассе.
Можно ли данную перемену считать победой Киева?
Скорее да, чем нет. Хотя и она не является также безусловной. И до сих пор непонятно, каким образом исполнять новое это требование.
Однако попытаемся сначала разобраться, что случилось с Конституцией, и также в том, сможет ли наше государство «забыть» про это требование Минских договоренностей.
При этом более корректным станет отслеживание изменений в германской позиции (при всем нашем уважении к Франции, именно Федеративной Республике Германия присуща в «нормандском» переговорном формате «первая скрипка»).
Несколько месяцев, вплоть до середины января, был Берлин непреклонен. И дипломаты, и политики и в закрытой дискуссии, и в комментариях «под записи» решительно настаивали: Киевом должны быть внесены изменения в текст Основного закона. Как ни странно, однако это именно (а не обмены пленными или реальное прекращение стрельбы и огня) в Евросоюзе расценивали ключевым показателем того, как выполняются подписанные в белорусской столице соглашения.
Хотя очевидно было, что насобирать три сотни голосов нардепов в Верховной Раде за осуществление конституционных изменений не получится.
В нашей стране никто не хочет повторить события 31 августа со взрывами и беспорядками под стенами Рады после того, как были правки в Конституцию приняты в ходе первого чтения.
А настойчивость в стремлении «протолкнуть» их, исходившая от европейцев, порой встречала сопротивление в самой Европе даже. Поэтому к концу прошлого месяца в ФРГ уже поняли, что себя сами заводят в глухой тупик, когда выдвигают украинцам не могущее быть исполненным требование. Да еще и с угрозами Киеву снять в ответ антироссийские санкции!
А подобное развитие дел не входило явно в планы кацлера Меркель. Поэтому в середине текущего месяца от немецких дипломатов прозвучало сенсационное, в сущности, предположение, что норма Конституции про спецстатус Донбасса «утрачена на год минимум». Причем для германской дипломатии трагедией не стало это.
Если кто-либо думал, что явное смягчение заявлений на публику берлинских дипломатов оказалось в силу случайности простым совпадением, то нынешняя неделя обязана была всякие сомнения развеять.
22 февраля в Украину приехали главы МИД Франции и ФРГ Жан-Марк Эро и Франк-Вальтер Штайнмайер.
Последний, как известно, есть представителем социалистов Германии, которые очень настроены возобновить сотрудничество с Москвой, потому от него подарков не стоило ждать.
Но заявление «нормандской пары» подтвердило: отказ от требований по Конституции есть не случайным совпадением, а новой реальностью.
Совместная статья двух этих министров, написанная ими перед приездом в столицу на Днепре, опубликована на «ЕвроПравде», и там нет и намека на «требование в Основной закон», которое около двух месяцев тому назад присутствовало в текстах всяких публичных заявлений в отношении Минского переговорного процесса.
Это не означает, конечно, что про изменения в Конституцию нужно нам забыть. Но немедленного их исполнения – несмотря на обстрелы, а также поставки оружия из России в ДЛНР – уже от нас не требуют. И, безусловно, это хорошо. Плохо же, что требуют взамен другое.
Новое к нам требование провозглашено Штайнмайером в ходе пресс-конференции в стольном граде Киеве 23 феврале. Мол, все минские пункты являются действующими, и Германия с Францией внимательно следят за последовательностью их выполнения. Поэтому, дескать, следующий пункт – проведение на Донбассе выборов. Это, безусловно, новая «идея фикс» европартнеров Украины.
В ответ глава отечественного Министерства иностранных дел Павел Климкин пытался доказать, что не готов Донбасс к проведению выборов по стандартам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Начинать же избирательные процессы, не убедившись в их честности, нет просто смысла.
От украинцев требуют лишь начала – принятия закона про выборы на Донбассе. Про реальное голосование разговор не идет. Однако даже такой подход представляется нереалистичным. Ведь представители самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик – противники участия в выборах украинских политических партий и работы там общеукраинских СМИ, хотя Минскими договоренностями требуется другое.
Таким образом, переговоры в «нормандском формате» сейчас заходят в новый глухой тупик. Кому он выгоден, пусть читатели решают сами.
Что Штайнмайер и Эро потребовали от Киева
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.