Декоммунизация является мучительным процессом, однако в результате она дарит свободу. Такого мнения придерживается Карл Шлегель, историк и публицист, профессор Европейского университета Виадрина, о чем он заявил во время интервью корреспонденту Deutsche Welle Захару Бутырскому.
По словам историка, в каждом государстве процесс декоммунизации происходит по-разному и с различной скоростью. Так, в Германии в первую очередь вспоминают о падении Берлинской стены, в Польше – о революции, совершенной «Солидарностью». Историк считает, что украинцы сами в какой-то степени были ошарашены распадом Советского Союза, а бывшие партийные функционеры при этом вдруг стали патриотическими и национальными фигурами. В связи с этим, по мнению Шлегеля, настоящий перелом произошел существенно позже.
Шлегель отметил, что агрессия Российской Федерации против Украины провоцировала значительную патриотическую мобилизацию и поляризацию общества, что вызвало мощную дискуссию среди общественности и попытки переосмысления собственной истории. С одной стороны, по словам историка, это значит, что Украинское государство сплотилось перед лицом внешней угрозы, однако с другой стороны в этом таится и некоторая опасность раскола украинцев.
Говоря о декоммунизации в Украине, в рамках которой проводится переименование улиц и городов, Шлегель отметил, что важно, чтобы такие инициативы имели поддержку со стороны общественности, а не просто были приняты на верхнем уровне власти. По мнению историка, в отношении памятников советского периода лучшим вариантом будет их выведение из идеологического поля, лишение их изначального значения. При этом Шлегель привел в пример статую Ленина в Одессе, где ее переделали в фигуру Дарта Вейдера, персонажа фильма «Звездные войны».
Историк считает, что в самом процессе декоммунизации ничего необычного нет, поскольку его можно было наблюдать во многих государствах, начиная Польшей и заканчивая территорией бывшей ГДР. При этом, по слова Шлегеля, не следует забывать, что на Украине необходимо заниматься не только декоммунизацией, а и деолигархизацией. По мнению профессора, процесс декоммунизации означает создание правового государства, а не просто избавление от советской символики. Шлегель отметил, в настоящее время складывается впечатление, что историческая полемика используется в качестве заменителя решения насущных проблем.
Также Шлегель рассказал, что никаких общих правил декоммунизации нет, и, по его мнению, быть не может. При этом профессор отметил, что Европа действительно обладает опытом по перестройке обществ, которые жили при диктатуре. По его словам, одним из самых главных решений в этом процессе является открытие доступа к архивам. Шлегель считает, что Украиной было сделано немало в данном направлении. Он отметил, что все специалисты, занимающиеся изучением советской истории, в первую очередь едут в Киев, поскольку там имеется возможность работать в архивах, а не в Москву, в которой доступ к архивам закрыт.
Процесс декоммунизации не зависит от Запада или какой-то личности.
Помимо этого, профессор прокомментировал работу немецкой федеральной разведывательной службы (BND), которая в настоящее время занимается расследованием случаев деятельности российских пропагандистов в Германии. По словам Шлегеля, у него вызывает удивление тот факт, что сотрудникам BND необходимо так много времени для того, чтобы констатировать некоторые факты. Профессор отмечает, что запоздалое восприятие изменившегося мира является удивительным феноменом. Так, по словам историка, даже для того, чтобы признать, что на территории Украины действительно идет война, немцам понадобилось очень много времени. Шлегель отмечает, что такие случаи показывают, насколько сильным иммунитетом против реальности, которая весьма стремительно меняется, может обладать общество.
По словам историка, общество до настоящего времени оперирует старыми понятиями, когда пропагандисты, работающие с одной стороны, сталкиваются с пропагандистами с другой стороны, однако такая схема больше не работает. Шлёгель отметил, что путинская интервенция в западное общественное пространство является намного более изощренной, поскольку здесь применяется откровенная ложь и полуправда, а также используются внутренние противоречия в собственных интересах. По мнению историка, для борьбы с такой пропагандой требуются новые методы.
Говоря о том, начнется ли когда-то процесс декоммунизации в Российской Федерации, Шлегель отметил, что процесс ведется все время. Так, по словам Шлёгеля, достаточно вспомнить речь Хрущева, произнесенную им во время партийного съезда в 1956 году, после чего памятники Сталину, которые также раньше стояли в каждом городе, стали снимать с пьедесталов. Историк отметил, что после этого подобные события происходили в 1991 году, когда в Москве статуя Дзержинского была снята большим краном с постамента, а затем ее отвезли в музей, где все эти статуи хранят до сегодняшнего дня. По словам Шлёгеля, все это неизбежно и никоим образом не связанно с западными странами или же с какой-то отдельной персоной.
Профессор считает, что Российская Федерация, которая стремится к тому, чтобы разобраться с тем, кем она является и в каком направлении она движется, начнет переосмысливать эту историю. По его словам, это весьма болезненно и весьма мучительно, однако в результате появляется необыкновенное чувство свободы.