По словам обозревателя Натальи Макушиной, несмотря на то, что Москва поздравила Минск со снятием европейских санкций, на самом деле отношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь далеко не безоблачны, и в Союзном государстве явственно просматривается кризис. Более детально мнение Макушиной относительно явного кризиса Союзного государства РФ и РБ, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Наталья Макушина в статье, опубликованной интернет-порталом Deutsche Welle, отмечает демонстрируемые Минском чудеса эквилибристики в сфере дипломатии. Еще не успели закрыться двери за двумя посетившими белорусскую столицу европейскими делегациями (в составе одной были европейские банкиры и чиновники, возглавляемые замгендиректора ЕК по вопросам соседства, вторая – от Международной организации труда), как Беларусь принимала уже внушительный десант из Российской Федерации.
Россия 25 февраля была на несколько часов оставлена без высшего руководства, поскольку в Минск, по приглашению белорусского президента Лукашенко посетить ВГС Союзного государства, прибыли президент РФ Путин, глава правительства Медведев, глава МИД Лавров, спикер Совфеда Матвиенко, а также ряд других политиков более низкого ранга.
На самом деле список вопросов, связанный с поиском возможных точек экономического роста, рассмотренных в ходе заседания ВГС, оказался только лишь прикрытием весьма серьезной проблемы, причем довольно давней. Это проявилось в частности, в обсуждении политического взаимодействия между Москвой и Минском, вернее, в обсуждении отсутствия такого взаимодействия применительно к конфликтам РФ с Украиной и с рядом других стран.
Для обеих сторон – и для России, и для Беларуси – было очень важно продемонстрировать миру большой сбор в белорусской столице, чтобы наглядно подтвердить процесс развития союзнических отношений между странами. При этом российская делегация явно демонстрировала: их весьма представительская компания находится на "собственных сотках". Тем более что совместные проекты по взаимодействию в военной сфере могут быть реализованы на практике только лишь в рамках договора о Союзном государстве, а Москва даже не думает скрывать: на гипотетические удары Североатлантического альянса она рассчитывает отвечать как раз с белорусской территории.
Перед президентом Беларуси стояла только лишь одна задача: при помощи новой порции обещаний укрепить отношения с союзником, выглядящие весьма натянутыми на фоне диалога Минска с Европейским Союзом и отказа белорусского руководства от размещения на своей территории авиабазы РФ.
Ключевая проблема в отношениях между минском и Москвой – разногласия во внешней политике после аннексии Россией Крыма.
Александр Лукашенко по итогам состоявшегося заседания ВГС заявил, что у Беларуси и России нет никаких разногласий во внешней политике, однако именно политические разногласия на самом деле являются ключевой проблемой в отношениях между двумя странами, и возникли эти отношения после аннексии Россией Крыма. Напомним – белорусский лидер в свое время заявил, что из украинских событий выводов не сделает только идиот.
Напомним, что президент Беларуси отказался поддерживать Москву в ее конфликте с Украиной, отказался от конфронтации с западными странами, а также отказался вводить торговые ограничения на украинскую продукцию, тогда как Российская Федерация с начала этого года перекрыла кислород товарам из Украины, создавшей с Европейским Союзом зону свободной торговли. Помимо этого также выяснилось, что официальный Минск вовсе не против того, чтобы получать от своего сотрудничества с Западом материальные дивиденды, в виде кредита от Международного валютного фонда и финансирования разного рода совместных проектов.
И Москва, и Минск стараются избегать на официальном уровне слова "кризис" когда речь заходит о характеристике двусторонних связей. При этом некоторые средства массовой информации РФ уже пишут о предательстве со стороны союзника, пишут о том, что Беларусь, отдаляясь от России, и двигаясь в западном направлении, довольно серьезно рискует. Более того, они даже предрекают, что Лукашенко может повторить участь экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, получившего деньги от США под обещание сохранить американскую военную базу, и от российской Федерации, в обмен на обещание расторгнуть договор с Соединенными Штатами, и сбежавший в конечном итоге из страны. Все это является более чем прозрачным намеком на то, что всех представителей белорусского руководства, несогласных с линией Кремля, может ожидать отстранение от власти.
Сегодняшние разногласия, присутствующие в отношениях между союзниками, это, конечно же, не война. Но ситуация такова, что в случае острой необходимости даже московского кредита будет недостаточно для того, чтобы белорусское руководство безоговорочно соглашалось во всем с Кремлем. Лукашенко, например, так и не уступил до сих пор Путину в вопросе создания авиабазы РФ в Беларуси. После заседания ВГС разногласия между двумя странами никуда не пропали, выработанный план совместных действий не является автоматическим избавлением от конфликтов. Торги Минска с Москвой продолжаются, и одновременно с этим продолжается кризис Союзного государства.