Сейчас многие выходцы из стран Ближнего Востока и Центральной Азии предпринимают усилия для того, чтобы попасть в Западную Европу на волне миграционного кризиса. К ним принадлежит и Джавад – афганец, который перед этим вынужден был заплатить 4 тысячи американских долларов людям, которые помогли добраться до границ Европейского Союза. Различные дельцы, а часто и просто преступники, стараются содрать три шкуры с беженцев, стремящихся попасть в благополучную Европу. К примеру, Джаваду было предложено за проезд до границы между Грецией и Македонией заплатить полтысячи долларов. Однако, прибыв на место, он понял, что дальше ему путь закрыт. "В настоящее время он пребывает в лагере, среди таких же как он искателей лучшей жизни", - пишет ресурс Deutsche Welle.
Он был свидетелем того, как множество его собратьев по несчастью были возвращены греческими властями с границы в лагеря, расположенные в глубине страны. Он в этой связи не исключает, что, возможно, в ближайшие дни та же участь ожидает и его. Македония, вслед за Сербией, отказалась пропускать афганских мигрантов через свои границы.
По его словам, европейские чиновники смотрят на выходцев из Афганистана как на досадную помеху – все их внимание приковано к беженцам из Ближневосточного региона. Такое положение вещей кажется ему верхом несправедливости. Он напоминает, что и у него на родине аналогично ведутся военные действия. Джавад отмечает, что там ему грозит смертельная опасность, и именно поэтому он не пожалел 4 тысяч долларов на то, чтобы добраться до Европы.
Представитель Организации Объединенных Наций по вопросам мигрантов Стелла Наноу, в свою очередь, также удивлена тем, что в Евросоюз отказываются пускать мигрантов из Афганистана. Она указала, что, видимо, европейские власти приняли решение пропускать в Союз исключительно тех, кто имеет реальный шанс получить статус беженца в Германии и некоторых других западноевропейских странах. По ее словам, больше всего сейчас шансов у уроженцев Ирака, Сирийской Арабской Республики и Эфиопии. В то же время она подчеркивает, что более двух третей афганских мигрантов также получают вожделенный статус и право жить в ЕС.
В числе прочего она указала – в настоящее время мигранты не имеют возможности самостоятельно выбирать, в какой именно стране Евросоюза они будут жить. В то же время Наноу напомнила, что уполномоченные органы могут принять к сведению ряд обстоятельств при определении конечного пункта. Среди таких она называет знание языка той или иной страны либо проживание там родных. Она отметила, что большая часть мигрантов не представляют себе, чем они в будущем будут заниматься. Единственное, что они знают твердо, – им хочется жить в Западной Европе.
В лагере, расположенном в приграничном населенном греческом пункте Идомени, невыносимо воняет. Запахи сырости, горящих костров и фекалий смешались в один тяжелый смрад. Представители различных благотворительных международных учреждений делают все возможное для поддержания в лагере приемлемых условий. Беженцам предоставляют палатки, продовольствие. Волонтеры без конца убирают в туалетах, проводят собеседования с новоприбывшими. Но мигрантов слишком много.
Мигранты опасаются, что Европа откажется их принимать.
Первоначально планировалось что этот лагерь будет временным пристанищем, однако некоторые из них застряли здесь надолго. Кроме того, поток мигрантов не только не уменьшается, но продолжает расти. В целом в палатках с эмблемой Организации Объединенных Наций можно разместить до 2-х тысяч человек, тем не менее очень скоро их стало не хватать, и рядом было установлено много маленьких – двух- или трехместных. Они стоят непосредственно на холодном грунте. И немалому числу людей приходится в них спать на протяжении длительного времени.
Как уверяет другой постоялец лагеря, выходец из второго по величине города САР Алеппо, ему здесь не так страшно, как на родине. Тут, по крайней мере, нет военных действий. Однако задержка на греческой границе явно не входит в его планы. Он указал, что в Турции вынужден был заплатить перевозчику 700 долларов за проезд до Греции морем. После этого до границы с Македонией он вынужден был добираться пешим ходом. Дальше пройти ему не удалось. По его словам, он прождал в лагере уже более двух недель, но очередь движется крайне медленно, и, скорее всего ,ему придется провести в холодной палатке еще столько же.
Однако сириец старается не терять оптимизм. Впрочем, это нетрудно, так как он не в курсе, что правительство Австрии заявило об ограничении количества мигрантов, которым будет предоставлено право пересечь ее границы. Несколько позже и многие другие страны Европы поступили так же. В итоге процесс замедлился еще больше. Сейчас мигрантам из Сирии приходится следовать маленькими группами и только тогда, когда Сербия открывает для них путь.
Как указывает сириец, ему нетрудно будет ждать своей очереди столько, сколько нужно. Единственное, что его тревожит по-настоящему, – возможность полного прекращения пропуска мигрантов в Западную Европу. Он напоминает, что не так давно начали отказывать в приеме выходцам из Афганистана. Нет никакой гарантии, что и сирийским вынужденным переселенцам, в свою очередь, запретят въезд в ЕС.
Впрочем, Джаваду кажется, что в скором времени все образуется. Он уверен, что в Германии, в которую он стремится попасть, жизнь прекрасна. Ведь там живут богато, и нет военных действий. Он мечтает после того, как окажется в ФРГ, продолжить образование. Также он хотел бы иметь возможность играть в футбол с товарищами.