Год назад, в ночь на 28 февраля 2015-го, на мосту возле Кремля был убит один из лидеров российской оппозиции Борис Немцов. Сопредседателя политсилы РПР-ПАРНАС убили на территории, которая находится под усиленной охраной российских спецслужб, и тех, кого потом обвинили в совершении данного преступления, нашли достаточно быстро. Но следствие почти сразу же застопорилось: несмотря на требования дочери убитого политика Жанны Немцовой, чеченский лидер Рамзан Кадыров так и не был допрошен, а Руслан Геремеев, являющийся одним из подозреваемых в организации преступления, даже не был задержан.
Трагедию, случившуюся в центре российской столицы в прошлом году, выводы, которые сделала российская оппозиция, а также последствия происшедшего журналисты Русской службы «Голоса Америки» обсудили с соратником убитого оппозиционера, председателем партии ПАРНАС и экс-премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым.
Год назад, в ночь, когда был убит Немцов, Касьянов прибыл на место происшествия и на протяжении всего этого года был в центре всего, что касалось расследования этого дела.
Михаил Касьянов полагает, что Немцова «травили» на протяжении года до его смерти. «Это была кампания травли в средствах массовой информации и на столичных улицах. Поэтому многие ждали, что после убийства власть будет предпринимать шаги, которые позволили бы в головах граждан размежевать эти вещи, продемонстрировать, что власть от этого далека. Тем не менее видим, что в этом расследовании дела идут крайне плохо. Заявление главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина, что убийство раскрыли, не соответствует действительности. Ведь следственная группа собиралась предпринять действия в Чечне (что следы идут в Чечню, уже знают практически все), но руководитель СК не подписал указания, разрешающие группе вести следственные мероприятия на чеченской территории. Бастрыкин, глава СК, – это личная креатура российского президента. Ведь именно Путин подобрал его и назначил на эту должность. Сам президент руководит всеми силовыми ведомствами по закону о правительстве, в соответствии с которым они у него в прямом подчинении. Вот именно он и Бастрыкин не предприняли нужных мер, чтобы следствие по раскрытию убийства Немцова проходило должным образом», - отмечает оппозиционер.
Следует напомнить, что исполнителей убийства ФСБ арестовала в первую же неделю после убийства политика, однако потом все изменилось: был назначен другой следователь, было отказано в допросе чеченского лидера, а Геремеева не нашли до сих пор. Сами эти факты, как отмечает Касьянов, позволяют сделать вывод, что власти удобно осудить и отправить за решетку тех, кто непосредственно осуществил это убийство, однако они не хотят расследования, не хотят искать заказчиков и организаторов убийства.
«Мы имеем такой случай - убийство Анны Политковской. Это приблизительно такой же сценарий. Однако здесь настолько выросло напряжение в обществе, и продолжает расти дальше, что, я считаю, мы не позволим власти просто забыть про это дело. Трудно сказать, сколько там времени было потрачено на формулирование конструкции. Однако мы помним, что только через 5 дней пришло осознание того, что нужно что-то делать, что нельзя просто так отмахнуться, делая вид, что ничего не случилось. Я имею в виду президента как руководителя силовых структур», - отметил оппозиционер.
У Путина это осознание пришло, полагает Касьянов, и тогда президент дал команду силовым структурам установить и задержать исполнителей преступления. «Да, это они сделали, поскольку они везде у них на камерах. Однако ничего не делается, чтобы найти организаторов», - отметил оппозиционер.
Власти боятся оппозиции.
Касьянов рассказал, что на протяжении года соратники Немцова пытаются добиться установления мемориального знака на месте убийства политика, но им постоянно отказывают, ссылаясь на разные технического особенности.
«27 февраля нам не позволили пройти мимо места трагедии, ссылаясь на то, что массовые мероприятия нельзя проводить на мостах. На мой взгляд, власти боятся символизма этого места, а также того, что общество уже начинает переосмысливать все, что происходит в государстве за этот год. Ведь по действиям власти видно, что у нее отрицательное отношение к поднятию уровня памяти о Немцове и к разговорам о Немцове. Они хотят, чтобы вся эта история побыстрее закончилась и забылась. Они хотят поставить галочку, что дело раскрыто, и все забыть. Они полагают, что Немцов и в целом вся оппозиция не пользуются уважением у общественности и что оппозицию никто не поддерживает. Но, с иной стороны, они нас боятся», - полагает Касьянов.
Следует отметить, что против Касьянова в последнее время было совершено несколько публичных провокаций. «По моему мнению, они хотят предотвратить мою политдеятельность, чтобы я, возможно, покинул страну и чтобы прекратил кампанию, которую мы ведем как «Демократическая коалиция». Мы объявляем российским гражданам, что мы - альтернатива нынешней власти. Нравимся мы или нет – это уже решать людям на избирательных участках. Однако власти обязаны обеспечить гражданам их конституционное право. Поэтому травля связана именно с этим», - рассказал оппозиционер.
Напомним, год назад, в ночь на 28 февраля 2015-го, на мосту возле Кремля был убит один из лидеров российской оппозиции Борис Немцов.
Автор: Екатерина Кравец