По мнению обозревателя Натальи Макушиной, политическая оттепель в Беларуси на самом деле является не более чем пропагандистской картинкой. Более детально мнение Макушиной относительно нынешней политической оттепели, на первый взгляд происходящей в Беларуси, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер.
В статье, опубликованной интернет-порталом Deutsche Welle, Наталья Макушина утверждает, что белорусские чиновники получили приказ продемонстрировать политическую оттепель, тогда как на самом деле в стране не происходит никаких изменений. По ее словам, в Беларуси начали просматриваться первые признаки либерализации – в частности, правозащитниками было признано снижение уровня репрессий в стране после августа 2015 года, когда на свободу были отпущены несколько политических заключенных, а также отсутствие за этот период новых уголовных дел политического характера. На телевизионные ток-шоу приглашаются оппоненты действующей власти, а некоторых из представителей умеренной оппозиции даже допускают до встреч с депутатами парламента – ничего подобного в Беларуси не наблюдалось уже, наверное, лет 10.
Не сажают в тюрьму и не бьют - это, конечно же, намного лучше, чем наоборот, и данная тенденция может удовлетворить любого из белорусов, которому хотя бы раз доводилось сталкиваться с репрессиями государственной машины. Вместе с тем за внешними проявлениями, которые, согласно задумке, должны олицетворять собой политическую оттепель, серьезных признаков отхода от жесткого контроля над белорусским обществом со стороны государства так и не просматривается. Никаких изменений в политической системе Беларуси так и не происходит.
Видимость политической оттепели создается по личному распоряжению Александра Лукашенко.
Белорусская милиция, еще не так давно избивавшая своих сограждан за молчаливые и безобидные акции протеста, сопровождаемые аплодисментами активистов, теперь дает обещания больше не "паковать" в автозаки людей, вышедших на улицы на акции протеста. Главный редактор официального издания Администрации президента клянется, что он уважает исторический герб "Пагоня", считающийся в Беларуси признаком принадлежности к оппозиционным силам. Более того, руководитель главного белорусского телеканала прямо в эфире оттопыривает пиджак и демонстрирует телезрителям данный оппозиционный символ, напечатанный на его майке возле официального герба Беларуси, пытаясь показать – демократия в стране все-таки есть.
Впрочем, вышеперечисленное – это еще не все, что должно во всех красках отображать политическую оттепель, якобы происходящую в Беларуси. Министерство экономики, например, пообещало защищать представителей малого бизнеса, почти добитых непродуманными действиями нынешней власти, от разорения. В Центризбиркоме, прославившемся своим умением скрывать процесс подсчета голосов избирателей, заявляют о готовности изучить рекомендации ОБСЕ. Все это делается по непосредственному распоряжению президента РБ Александра Лукашенко, которого, учитывая все это, уже сложно именовать "последним диктатором Европы".
Недавно появилась информация, что в столице даст концерт Сергей Михалок – известный рокер-бунтарь, не живущий в стране уже 5 лет из-за запрета на его выступления. Поговаривают, что чиновники из Минского горисполкома даже пригласили музыканта вернуться вместе с семьей на Родину. Впрочем, в итоге Михалок так и не получил разрешения выступить с концертом, поскольку зал, где планировалось его провести, оказался занят на нужную музыканту дату.
У стороннего наблюдателя от всего перечисленного выше должно просто захватывать дух. Об изменениях, происходящих на либеральной ниве, трубят средства массовой информации, как государственные, так и негосударственные, создавая тем самым властям ореол происходящих в Беларуси перемен. Однако если вспомнить новейшую историю страны, то можно увидеть: белорусы уже проходили и подобие диалога между властью и обществом, и приостановку репрессий: сперва в 2003 году, а затем в 2008, когда официальному Минску, надеявшемуся на финансовую помощь со стороны западных стран, нужно было продемонстрировать хоть какие-то изменения к лучшему. Позже "доказательства" этих "изменений к лучшему" исчезли, причем исчезли они так же неожиданно, как и появились.
Само по себе освобождение некоторых политических заключенных или приглашение на ток-шоу определенных оппозиционеров не представляет для правящего сейчас режима никакой опасности. Если в нынешней Беларуси действительно все так либерально, как это хотят показать, то с какой целью "тихой сапой" в суды тащат людей, которых милиция не стала задерживать на акциях протеста, организованных предпринимателями?
Поэтому всем тем заявлениям, которые были сделаны отдельными белорусскими чиновниками, получившими приказ изображать наступление в стране политической оттепели, верить не стоит. Макушина утверждает, что это не более чем пропагандистская картина, получившая название "Либерализация по-белорусски", которую Минск в очередной раз попытается продать западным кредиторам, и никаких системных изменений в стране по-прежнему так и не происходит.