Известный экономист Н. Рубини уверен, что глобального кризиса в сфере финансов опасаться не стоит, но весь текущий год будет очень плохим для сырьевых рынков, а также экономики.
Причины экономических проблем.
Сегодня есть по меньшей мере 7 источников вероятностных глобальных рисков, в то самое время как в предыдущие годы именно источником волатильности являлся всегда какой-то один фактор - кризис в европейской зоне, рыночная истерия после объявления ФРС о вероятном росте ставок, вероятный выход государства Греция из еврозоны, жесткая посадка китайской экономики.
Во-первых, говорит Рубини, информируют специалисты издания "Биржевой лидер", тревоги по поводу крайне жесткой посадки в КНР и ее влияния на разные фондовые рынки и сама стоимость юаня опять вернулись. В стране продолжается как замедление роста нацэкономики, так и отток капитала.
Во-вторых, возникли весьма серьезные проблемы во многих развивающихся странах. Здесь наблюдаются острые макроэкономические дисбалансы, к примеру, двойной дефицит госбюджета и счета всех текущих операций; повышается инфляция, а вот рост нацэкономики замедляется. Большинство данных государств так и не провели необходимые структурные реформы, а между тем, сильное ослабление валют увеличивает настоящую стоимость долгов.
В-третьих, возможно, ФРС ошиблась, закрыв в декабре политику нулевых процентных ставок. Ослабление экономического роста, спад инфляции (из-за уменьшения нефтяных цен) и ужесточение условий по финансированию (из-за укрепления доллара США, коррекции на фондовом рынке, а также расширения кредитных спредов) сейчас угрожают росту экономики Штатов, а также многим инфляционным ожиданиям.
В-четвертых, много геополитических угроз начинают достигать своей точки кипения. Видимо, ближайшим источником явной неопределенности выступает перспектива затяжной холодной войны между странами Ближнего Востока. Например, между суннитской Саудовской Аравией и соседним шиитским Ираном.
В-пятых, спад цен на нефть спровоцировал спад котировок на мировые ценные бумаги и пиковые всплески во многих кредитных спредах. Это свидетельствовать может об ослаблении спроса (а не о росте предложения), ведь экономический рост в КНР, США развивающихся странах замедляется.
В-шестых, крупнейшие банки испытывают резкое снижение доходности, что вызвано многими факторами. А это - новейшее регулирование, введенное уже после 2008 года; расцвет области финансовых технологий, грозящий разрушить проблемные разные банковские бизнес-модели; применение политики исключительно отрицательных учетных ставок; увеличение кредитных потерь по самым плохим активам (сырье, энергоресурсы, развивающиеся рынки, крайне слабые корпоративные заёмщики в Европе).
Наконец, еврозона может стать эпицентром масштабной финансовой бури в нынешнем году. У евробанков имеются проблемы. Миграционный кризис может спровоцировать отмену Шенгенского соглашения, а также отставку правительства Меркель.
Вероятным становится официальный выход Британии из ЕС. Из-за того, что греческое правительство с его кредиторами опять встали на путь конфронтации, вновь может возникнуть угроза скорого выхода Греции. В Европе силы набирают популистские партии. В результате, региону грозит дезинтеграция. И плюс - соседние страны становятся крайне небезопасны - войны разгораются как на Ближнем Востоке, но и на территории Украины, в то самое время как Россия проявляет агрессивность на нынешних европейских границах - от стран Прибалтики до Балкан.
В прошлом такие вероятностные риски были весьма редкими, страхи именно по поводу экономического роста оказывались только страхами, а реакция политиков была эффективной и уверенной. Но сегодня имеется семь источников вполне потенциальных глобальных рисков, а вся мировая экономика смещается от анемичного расширения (определенно ускоряющийся позитивный рост) к своему замедлению (позитивный притормаживающий рост). Это приведет к спаду цен на рискованные активы - акции, сырье, долги во всем мире.
В то же самое время меры, остановившие негативное взаимовлияние между вполне реальной экономикой и разными рискованными активами, а также развернувшие его в позитивную сторону, попросту начинают выдыхаться. Меры оказались неоптимальными, так как он невероятно перекошен именно в сторону монетарной (а никак не фискальной) политики. К тому же, монетарные меры все более становятся нетрадиционными, что отражение находит в переходе нескольких центробанков к реальным отрицательным учетным ставкам. Такая нетрадиционная политика угрожает принести намного больше вреда, нежели пользы, ведь она понижает прибыльность банковских учреждений и иных финансовых компаний.
Два крайне печальных месяца на современных финансовых рынках в этом месяце могут смениться подъемом цен на такие, к примеру, виды активов, как глобальные ценные бумаги. Дело здесь в том, что одни ключевые центробанки еще больше смягчают собственную политику, в то самое время как другие будут дольше воздерживаться от принятия каких-либо новых решений. Тем не менее до конца текущего года погоду делать будут регулярные извержения 1-го из семи источников глобальных вероятностных рисков.