Михаил Пашков, эксперт Центра Разумкова, объяснил, почему реализация Минских договоренностей в итоге зашла в тупик. Более детально мнение Пашкова относительно того, почему достигнутые в столице Беларуси мирные договоренности по Донбассу так и не удалось реализовать на практике, изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Михаил Пашков, комментируя журналистам издания "Обозреватель" недавнюю встречу в столице Франции глав МИД стран "нормандской четверки", заявил, что реализация Минских договоренностей зашла в тупик, поскольку стороны по-разному видят алгоритм их реализации. Эксперт отметил, что все стороны в ходе встречи говорили о невозможности сдвинуть переговорный процесс с той мертвой точки, на которой он сейчас застыл. Это действительно соответствует реальному положению дел – ведь минский процесс сегодня находится в тупике.
Одновременно с этим Пашков добавил, что основной проблемой в данном случае стали кардинально разные позиции, занимаемые Киевом и Москвой. Российская сторона ничего не делает для того, чтобы урегулировать конфликт на Донбассе мирным путем, тогда как Украина, со своей стороны, акцентирует внимание на необходимости поочередного алгоритма в деле реализации минских договоренностей. Ситуация перевернута – Киев все внимание акцентирует на том, что конфликт должен быть урегулирован политическим путем с одновременным становлением мира на Донбассе, тогда как Москва стремиться к политическому урегулированию конфликта на фоне продолжения обстрелов. В этой связи, по мнению эксперта, очень сложно сегодня рассуждать о каких-либо перспективах на будущее, и ситуация действительно зашла в тупик.
Бессмертный: Украина отстаивала свои интересы во Франции.
Между тем Роман Бессмертный, являющийся одним из участников минского процесса и представляющем Украину в ТКГ, заявил в интервью информагентству "Укринформ", что Киев в Париже отстаивал свои интересы. Он заявил, что Украине во Франции удалось и донести свою позицию, и отстоять ее, отстоять, как минимум, на 90 процентов, и это весьма важный момент. Помимо этого, украинская сторона продолжила представлять свои аргументы относительно своего видения практической реализации минских договоренностей, демонстрируя по данному вопросу единство главы государства, парламента, правительства, и так далее. Следует также отметить и конструктивность Киева – украинская сторона не только отстаивала и приводила аргументы – она еще указывала на свое видение динамики и путей реализации подписанных в Минске договоренностей.
По словам Бессмертного, в целом лично он очень рад тому, как Украина вела свою линию в Париже, как она ее отстаивала, и тем аргументам, какие были ею приведены. Политик объяснил – его личные ожидания относительно итогов данной встречи совпали с тем прогнозом, который он делал ранее. Данный этап является очень важным для всего переговорного процесса, и он продемонстрировал – Украина избрала правильный курс в этом переговорном процессе.
Говоря о том, как может развиваться ситуация дальше, Бессмертный заявил, что дальше следует заняться поиском различных подходов, поиском предложений, а также предлагать всем участникам переговорного процесса тот доминирующий принцип, который должен быть положен в основу механизма практической реализации минских договоренностей – речь идет о ключевом принципе прав человека. Данный принцип предоставит возможность завершить процесс обмена пленными, обеспечить составляющую реализуемой политики безопасности – все это, в итоге откроет путь для ведения продуктивной дискуссии по поводу политических механизмов урегулирования конфликта. Бессмертный полагает, что сейчас уже настало время для того, чтобы Украиной были предложены как раз такие подходы.
Недостатком всего мирного процесса, и его одновременным преимуществом является то, что зачастую встречи в "нормандском формате" на различных уровнях, а также встречи ТКГ и подгрупп просто повторяют друг друга – это действительно является одновременно и недостатком, и достоинством. Поэтому, если проанализировать конкретно эту сторону вопроса, то необходимо отметить: итоги состоявшейся в Париже встречи показали, что здесь все еще есть проблема. Суть данной проблемы заключается в том, что на всех четырех уровнях выполняется, по сути, одна и также работа, и в этой связи сторонам необходимо определиться с функциями, которые выполняются в мирном процессе на каждом из этих уровней.
По словам политика, его с самого начала беспокоил этот момент – сторонам необходимо было определиться, кто в данной пирамиде занимается формированием цели, кто отвечает за выставление заданий, кем предлагаются инструменты, кем принимаются эти инструменты к исполнению, и кто озвучивает предложения. В настоящее время очень хорошо заметно – на всех четырех уровнях выполняется то же самое, но данный недостаток преодолеть не так уж и сложно.
Одновременно с этим Роман Бессмертный подчеркнул, что лично он никогда не проводил в мирном процессе параллелей между западными санкциями против РФ и минским процессом, как таковым. По его словам, сегодня есть более чем достаточно аргументов для того, чтобы не то что не снимать санкции с России, а наоборот – ужесточать, или вводить новые.